Задержание российского судна “Норд” — не что иное, как пиратство, что подтверждается Конвенцией ООН по морскому праву, пишет Илья Ремесло. По его словам, Конвенция предоставляет РФ право обратиться в международный суд, если моряков не отпустят.
Продолжающийся конфликт Украины с реальностью на примере крымского судна требует, помимо всего прочего, ответов на два вопроса: что это было и как на него ответить, пишет Илья Ремесло.
Напомним, 25 марта российское рыболовецкое судно “Норд” было задержано в территориальной части вод Азовского моря. Несмотря на то, что моряки имели российские паспорта, выданные в Крыму, украинская сторона отказалась признавать российское гражданство задержанных и вменяет им “нарушение порядка въезда на оккупированные территории Крыма”, что грозит лишением свободы до 5 лет.
В свою очередь УФСБ по Крыму возбудило в отношении украинских пограничников дело по факту захвата судна.
Следует сразу отметить, что судно находилось в территориальных водах Азовского моря правомерно, в соответствии с международными соглашениями об использовании данной акватории. Нарушений в этой части украинские власти не усмотрели. По сути, Украина наказывает задержанных исключительно за то, что они российские граждане (после задержания им предлагали объявить себя гражданами Украины).
Отсюда вытекает вторая цель Украины — попытка таким странным образом оспорить статус Крыма как российской территории.
Власти Украины несколько лет тому назад подали множество исков в международные суды ООН, Гаагский трибунал по морскому праву ООН, обвиняя Россию в “нарушении суверенных прав Украины в Черном и Азовском морях и Керченском проливе”.
Тем не менее решений в пользу Украины до сих пор нет, и видя это, власти страны решили подменить собой суд и заняться самоуправством в отношении российских судов, которое в данном случае квалифицируется как чистое пиратство.
Имела ли Украина право на задержание судна?
Надо четко разделять понятия досмотра, задержания и ареста. Досмотр судов пограничниками в акватории, которую совместно контролирует несколько государств, — вполне нормальная и распространенная практика. Но задержание судна — исключительная мера, для которой необходимо располагать доказательствами нарушения международных конвенций со стороны экипажа судна — например, пиратство, перевозка наркотиков, терроризм, контрабанда. Вместо этого Украина вменяет морякам нарушение собственного внутреннего законодательства о статусе Крыма, то есть территории, которая даже по западно-международным меркам считается оспариваемой. До сих пор не имеется ни одного решения международного суда, который признал бы Крым украинским.
РИА Новости Украина