В Украине станет меньше рекламы лекарств

10 декабря вступил в силу приказ Министерства здравоохранения № 876 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, которые отпускаются без рецепта».

C помощью этого закона Министерство здравоохранения стремится защитить украинцев от самолечения. Ведь бесконтрольное применение лекарств, управляемое только советами по рекламе, может навредить здоровью. Всего в списке Минздрава содержится 327 препаратов, среди которых преобладают лекарства от простуды и обезболивающие. Более 100 из них производятся в Украине.

Согласно данному приказу, во время государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства решение о запрете на его рекламу принимается Министерством здравоохранения при наличии хотя бы одного из следующих условий: лекарственные препараты, отпуск которых осуществляется только по рецепту врача; препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры; препараты, применение которых может вызвать синдром привыкания, что указано в инструкции для медицинского применения, кроме лекарственных средств для наружного (местного) применения; лекарственные препараты, применяемые исключительно для лечения женщин в период беременности и кормления грудью; препараты, которые применяются исключительно для лечения детей до 12 лет; препараты, применяемые для лечения: туберкулеза; венерических заболеваний; особо опасных инфекционных болезней; ВИЧ/СПИДа; рака и других опухолевых заболеваний; хронической бессонницы; диабета; ожирения (включая лекарственные средства, используемые для уменьшения массы тела); импотенции (эректильной дисфункции).

Напомним, что народный депутат Украины Татьяна Бахтеева как председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения давно инициировала запрет на рекламу всех лекарственных средств. Татьяна Дмитриевна не раз подчеркивала, что очень надеется на принятие этого законопроекта, при этом опасалась, что будут и его противники. «Я понимаю, что среди народных депутатов, к сожалению, есть те, которые лоббируют фармбизнес, может быть, в этой сфере работают их родственники. Конечно, реклама – это двигатель торговли. Но то, что творится сегодня, это просто недопустимо», – отмечала Татьяна Бахтеева.

«За» – и медики на местах. «Я только приветствую такой закон, – признается заместитель главврача центра первичной медико-санитарной помощи № 2 Донецка Ирина Стеценко. – Давно надо было его принять. Врачи ориентируются на действующее вещество, руководствуются принципами доказательной медицины, видят результат, а тут реклама по телевизору… Конечно, она оказывает влияние на человека, он верит, что именно это лекарство – панацея, но это ведь далеко не так».

Похоже, что не боятся снижения объемов продаж и фармацевты. «Люди покупали лекарства и будут покупать, – считает провизор одной из донецких аптек Наталья Еремина. – Но, может быть, меньше будут заниматься самолечением, а прислушиваться к мнению врача».

Татьяна Бахтеева говорит, что список еще будет дополняться. По ее словам, в него, в частности, войдут такие популярные лекарства, как эссенциале, но-шпа и мезим. «Их продажи достигают миллиардов гривен, а потребление никак не контролируется. В то же время внести их в список рецептурных мы не можем – страна огромная, и не у каждого жителя, особенно в деревнях, есть возможность идти к врачу с любым недомоганием», – отметила Бахтеева.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий