Роскошь посреди депрессии

Золотистый автобус въезжает в поселок Ушаково. На первый взгляд кажется, что это место для туристического бизнеса совершенно непригодное: сквозь старые крыши немецких домов зияют дыры, на серых кирпичных стенах кривые, размашисто выведенные краской объявления о ремонте лодок. Если смотреть из окна автобуса, то возникает ощущение, что ты оказался где-то далеко в области, в каком-нибудь полузабытом поселке (даром, что Ушаково — это Гурьевский городской округ и путь туда занимает примерно полчаса на автобусе). На высыпавших из автобуса туристов, захлебываясь от злости, лает большой пес. Несколько раз собака пытается сделать вид, что хочет прыгнуть на незваных гостей, но правила игры всем предельно понятны: на шее у внушительного пса цепь, поэтому никакой опасности он не представляет.

В этом вполне «депрессивном уголке», тем не менее, находится производство, которое ориентировано на потребителей, чей доход намного выше среднего. Компания «Ушаковские верфи» занимается производством яхт. На официальном сайте компании делается особый акцент на том, что яхты эти класса «люкс».

Пока туристы ехали в автобусе, гиды несколько раз произносили маркетинговый слоган «Ушаковских верфей». Что-то в духе «строим настоящие корабли для настоящих мужчин». Впрочем, собственник предприятия Виктор Лидер, лично встречающий группу, эту сомнительную с точки зрения эстетики рекламную находку комментирует без особого удовольствия. «Стараемся», — отмахивается он от назойливых вопросов с просьбой прокомментировать лозунг про «настоящих мужчин». Зато с куда большей охотой рассказывает про модель женской яхты «Мадемуазель». В модельном ряду компании такое судно присутствует, но заказов на него еще не было. «В каюте, естественно, зеркала. Там совсем другая концепция ванных комнат», — рассказывает Лидер.

Несколько лет назад он перевез свой бизнес из Саратова в Калининградскую область. Первое производство Виктор Лидер открыл на Волге, но потом «быстренько закрыл» и организовал верфи на речке Прохладной в Гурьевском районе. В нашем регионе его в первую очередь привлекал режим Особой экономической зоны. В Саратове бизнесмена не устраивало отсутствие специалистов в области судостроения. Предприниматель говорит, что им там просто не откуда взяться. В Калининградской области его потребности в рабочих руках более-менее закрывает КГТУ. «Здесь рядом Голландия, Литва, Польша — рынок технологий: мы там можем купить какие-то услуги, если у самих рук не хватает», — рассказывает он. Основной рынок сбыта яхт «Ушаковских верфей» — это «большая» Россия. Но Лидер всё равно уверен, что удачно выбрал локацию для своего предприятия.

«Мы не изобрели велосипед. Я 10 лет занимался брокиражем в Голландии. А потом начал строить эту верфь и построил именно так, как она должна быть построена. Взял под 100% трансферт технологии. Мы строим точно так же, как на любой голландской верфи», — рассказывает собственник компании о производстве. Средняя цена яхты, которая выпускается «Ушаковскими верфями», колеблется между 15 и 25 млн руб. Впрочем, Лидер уверяет, что финальный ценник будет зависеть от «начинки» судна. «В нашем модельном ряду есть яхты от 120 тыс. евро и до миллиона», — не без гордости замечает он.

До года 2014-го дела у «Ушаковских верфей» шли неплохо. Во всяком случае, предприятие зарабатывало исключительно на заказах яхт. Когда началась чехарда с курсом валют и история с санкциями ажиотаж на покупку яхт спал. «Очень серьезный был ажиотаж в свое время. Люди приходили с деньгами: «Надо яхту!» А когда им объясняли, что яхта строится 9 месяцев, они говорили: «Не, надо завтра!» Брали журнал, искали, находили дистрибьютора какой-нибудь английской компании, платили деньги и через 2 месяца получали яхту», — вспоминает «золотые» годы владелец «Верфей».

Чтобы сохранить производство, персонал и не заниматься сокращениями, Виктор Лидер решил заняться строительством небольших рыболовецких судов. Владелец отмечает, что после того, как цена на нефть стала падать, им пришлось делать «всё подряд». Основные потребители рыболовецких ботов — это как раз калининградские покупатели. Сейчас соотношение заказов у «Ушаковских верфей» на частные яхты и прочие суда примерно 50 на 50. Но Виктор Лидер говорит, что ему хотелось бы заниматься только яхтами. «Компания для этого и создавалась. Если строить рыболовецкие суда, то не надо было строить такой цех», — поясняет он.

Впрочем, потихоньку спрос на яхты начинает возвращаться. Сейчас поступил первый заказ на строительство яхты от человека, относящегося к калининградской бизнес-элите. «Это самая большая яхта, которую мы строили до сих пор», — рассказывает владелец. Длина судна — 15,5 метров. Стоимость корабля достигает 30 млн руб.

rugrad.eu

Добавить комментарий