Долгому правлению Шейх Хасины пришел конец
В Бангладеш — третьей по численности населения мусульманской стране мира — произошла внезапная смена власти. На волне массовых протестов премьер-министр Шейх Хасина ушла в отставку и улетела в Индию. Переворот произошел после того, как в январе правящая партия «Авами Лиг» уверенно победила на выборах, а Шейх Хасина возглавила правительство страны в четвертый раз подряд. Смена власти состоялась по сценарию «цветной революции», об угрозе которой Москва предупредила еще в начале года в связи с активностью США и их союзников, открыто призывавших сместить Шейх Хасину. Вероятность прихода нового прозападного правительства в Дакке станет головной болью для Индии и грозит ударить по интересам России, строящей в Бангладеш АЭС.
Улетела и не обещала вернуться
Отставка премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины — дочери основателя независимой «страны бенгальцев», ее первого президента Муджибура Рахмана, убитого в ходе военного переворота 1975 года, потрясла Южную Азию. Бессменно правившая с 2009 года 76-летняя Шейх Хасина только в январе после очередных всеобщих выборов продлила эпоху своего правления, возглавив правительство уже в четвертый раз подряд и в пятый раз в своей политической карьере. Многоопытная Шейх Хасина знала, как никто другой, все перипетии политики «страны бенгальцев», созданной в 1971 году в результате войны за независимость от Пакистана (см. справку), и до последнего момента демонстрировала способность держать удар.
Еще утром в понедельник ничего не предвещало столь драматичной развязки.
Однако уже днем появилась информация, что Шейх Хасина вместе со своей сестрой срочно покинула правительственную резиденцию в Дакке по соображениям безопасности и бежала из страны, на военном вертолете улетев соседнюю Индию, в город Агартала (штат Трипура).
По информации агентства ANI, по прибытии в Индию Шейх Хасина встретилась с советником индийского премьера по нацбезопасности Аджитом Довалом, в то время как сам премьер-министр Нарендра Моди обсудил ситуацию в Бангладеш со своими ключевыми министрами.
При этом ни одного официального заявления из офиса премьер-министра от ее имени в первые часы так и не было сделано. О ее уходе с поста сообщил индийскому телеканалу CNN-News18 глава МВД Бангладеш Асадуззаман Хан, добавив, что временное управление страной возьмет на себя армия. В ходе состоявшейся уже после отлета Шейх Хасины встречи командующего армией Бангладеш генерала Вакер-Уз-Замана с президентом страны Шахабуддином Чуппу было принято решение о формировании в стране временного правительства. «Проведя обсуждение со всеми политическими партиями, мы решили сформировать временный кабинет. Я принимаю на себя всю ответственность»,— заявил главком армии Бангладеш.
Однако призывы военного руководства прекратить беспорядки не возымели немедленного эффекта. Многотысячная толпа ворвалась в резиденцию главы МВД и бросилась крушить все на своем пути, а затем подожгла дом министра. Кроме того, протестующие разгромили и подожгли офис правящей партии «Авами Лиг», а также мемориальный музей первого президента страны Муджибура Рахмана.
Долой квоты для ветеранов войны!
Ситуация в Бангладеш — третьей по численности населения мусульманской стране мира — на протяжении последних недель оставалась крайне напряженной. За время беспорядков, начавшихся в июле, погибли более 300 человек.
Первопричиной протестов стала правительственная система квот при приеме на госслужбу, дающая преимущества соискателям из семей участников войны за независимость от Пакистана 1971 года.
В стране с высокой безработицей молодежь сочла «ветеранские квоты» несправедливыми. В связи с протестами Верховый суд Бангладеш 21 июля принял решение резко снизить «ветеранские квоты» с 30% до символических 5%. Однако это не успокоило страсти — лидеры протестного движения потребовали отставки правительства.
В ответ премьер-министр Хасина в минувшую субботу, 3 августа, предложила лидерам студенческого движения вступить в переговоры и пообещала провести тщательное расследование всех случаев насилия со стороны силовых структур. Однако протестующие это предложение отвергли. «Невозможно вести переговоры с правительством убийц. Время просить прощения прошло»,— заявил координатор «Студенческого движения против дискриминации» Нахик Ислам.
В воскресенье движение объявило о начале новой общенациональной акции неповиновения. Протестующие студенты призвали сограждан не оплачивать коммунальные счета, не ходить на работу и использовать все другие способы массового неповиновения. Студентов поддержала ведущая оппозиционная сила страны — Националистическая партия Бангладеш (НПБ).
В тот же день, 4 августа, люди вышли на улицы с требованиями отставки правительства Шейх Хасины.
Протесты сопровождались поджогами, актами вандализма, блокированием дорог, нападениями на полицейские участки и попытками захвата зданий. В ответ силы безопасности в ряде мест открыли по толпе огонь на поражение. Жертвами беспорядков минувшего воскресенья стали 94 человека, включая 14 полицейских.
После этого власти решили закрутить гайки. Так, силы безопасности получили разрешение стрелять без предупреждения по его нарушителям. Операторы связи получили от властей распоряжение отключить мобильный интернет и мобильные приложения. Но спасти политическую карьеру Шейх Хасины эти меры не помогли.
Отложенный реванш Запада
Еще в начале года позиции премьера Хасины выглядели достаточно прочными, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию. Всеобщие выборы в Бангладеш, прошедшие 7 января, завершились уверенной победой правящей полтора десятилетия партии «Авами Лиг». По итогам выборов партия власти завоевала 223 места в 350-местном парламенте. Переизбрание Шейх Хасины стало неизбежным после того, как оппозиция во главе с Националистической партией Бангладеш бойкотировала выборы, а ее лидер Халеда Зия осталась под домашним арестом.
Внешне комфортная для «Авами Лиг» победа была достигнута при низкой активности избирателей (явка составила около 40%). Националистическая партия Бангладеш призвала своих сторонников бойкотировать выборы. На протяжении всего 2023 года оппозиция проводила общенациональные акции протеста, сопровождавшиеся актами насилия и столкновениями с полицией, требуя досрочной отставки правительства. Активисты НПБ занимались блокадой дорог, поджогами транспорта и угрожали заблокировать работу избиркома. В ответ Шейх Хасина обвинила оппозицию в использовании террористических методов.
На этом фоне в преддверии январских выборов Россия обвинила США в попытке реализовать в стране сценарий «цветной революции».
Комментируя беспорядки в Бангладеш, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова связала их с активностью западных дипмиссий, в частности посла США в Дакке Питера Хааса, и предупредила об угрозе дестабилизации по лекалам «арабской весны». «Уверены, однако, что вопреки всем проискам внешних сил решать вопрос о власти в Бангладеш в конечном итоге будет дружественный нам народ этой страны»,— заявила тогда Мария Захарова.
Схожее заявление сделал в те дни и первый замглавы МИД Индии Винай Кватра. «Что касается событий в Бангладеш, выборов в Бангладеш, то это их внутреннее дело. Определять будущее своей страны должен народ Бангладеш»,— предупредил он, выразив полную поддержку правительству Шейх Хасины. А уже в июне этого года Бангладеш стал первой страной, в которую премьер-министр Индии Нарендра Моди отправился с визитом сразу после победы на всеобщих выборах.
Таким образом, ситуация в одном из крупнейших государств Южной Азии привела к затяжному столкновению интересов Запада и государств Глобального Юга, поддержанных Россией.
Как для Индии, так и для России победа Шейх Хасины на январских выборах была хорошей новостью, учитывая укрепляющиеся связи Дакки и Москвы. Напомним, что корпорация «Росатом» строит в Бангладеш АЭС по проекту поколения «3+» (см. справку), товарооборот между странами растет, а прошлой осенью в бангладешский порт Читтагонг впервые за полвека зашел отряд российских военных кораблей.
Однако вероятность прихода нового прозападного правительства в Дакке теперь может не только стать головной болью для Индии, но и ударить по интересам России в регионе. В понедельник в МИД РФ отметили: «В Москве исходят из того, что смена политических сил у власти в Бангладеш является внутренним делом этой страны, вместе с тем рассчитывают на скорейшее возвращение внутриполитических процессов в дружественном нам государстве в конституционное русло».