Украина и Молдавия начинают переговоры о членстве в ЕС — Грузия и Армения занимают очередь
Евросоюз форсирует евроинтеграцию постсоветских стран. Украина и Молдавия 25 июня синхронно начинают переговоры о вступлении в ЕС. Легкого пути им никто не обещает: в последний раз Евросоюз принял под свой зонтик постсоветские страны — Латвию, Литву и Эстонию — 20 лет назад. Занять место в евроинтеграционной очереди пытается и Армения. Армянский кейс уникален тем, что республика вместе с Россией состоит в Евразийском экономическом союзе и Организации договора о коллективной безопасности.
Президент Молдавии Майя Санду 21 июня подписала указ об инициировании переговоров о вступлении страны в ЕС. Документ также наделяет всеми необходимыми полномочиями для ведения переговоров вице-премьера страны по евроинтеграции Кристину Герасимов. Таким образом, молдавская сторона завершила приготовления к межправительственной конференции Молдавия—ЕС, запланированной на 25 июня в Люксембурге. В том же месте в тот же день состоится и межправительственная конференция Украина—ЕС.
«Республика Молдова выполнила все рекомендации Европейской комиссии. За этими усилиями по модернизации страны стоят тысячи людей из государственных учреждений, и труд каждого из них оказывает решающее влияние на нашу национальную цель — подготовить Республику Молдова к вступлению (в ЕС.— “Ъ”) к 2030 году»,— заявила молдавский президент.
Евроинтеграция Украины и Молдавии набрала высокий темп в последние два года. Катализатором стал российско-украинский конфликт.
На его фоне Брюссель летом 2022 года предоставил Украине и Молдавии статус стран-кандидатов на вступление в ЕС, а в конце 2023 года было принято решение начале с каждой из них переговоров о членстве. Непосредственно дата старта переговоров и переговорные рамки были согласованы 14 июня.
Таким образом, Евросоюз на практике переводит Украину и Молдавию на финальный с процедурной точки зрения этап евроинтеграции: 25 июня станет началом переговорного марафона, в который две страны включаются синхронно. Позитивным сценарием дальнейшего развития событий является вступление Украины и Молдавии в ЕС. При условии, что такое решение поддержат все страны—члены Евросоюза.
Процесс переговоров может занять годы. Черногория, к примеру, с 2010 года является страной-кандидатом на вступление в сообщество, а с 2012 года начались переговоры о ее членстве в ЕС. Все это время страна приводит свое законодательство в соответствие со стандартами Евросоюза.
Украине и Молдавии предстоят переговоры по каждой из 33 переговорных глав — от юстиции, обеспечения свобод и безопасности до борьбы с коррупцией, фитосанитарии и рыболовства.
Собеседник “Ъ” в структурах ЕС пояснил, что после межправительственных конференций в Люксембурге будет продолжен скрининг законодательств двух стран, чтобы определить, насколько национальное законодательство каждой из них отличается от законодательства ЕС.
«Мы должны продолжать этот процесс и идти шаг за шагом… мы должны понимать, что это будет трудный процесс, он потребует от Украины продолжения реформ, речь идет не о том, чтобы поставить галочки»,— заявил 19 июня в Киеве польский министр по делам Евросоюза Адам Шлапка.
Начало переговоров в любом случае весьма важный этап с точки зрения внутриевропейских процедур.
ЕС два последних десятилетия не только не принимал в сообщество постсоветские страны, но предпочитал не особо форсировать евроинтеграцию тех из них, кто задекларировал проевропейский выбор.
Последние республики бывшего СССР, добившиеся прорыва в отношениях с Евросоюзом в виде членства в нем,— это Латвия, Литва и Эстония. Три балтийских страны, напомним, вступили в союз в мае 2004 года.
В 2009 году ЕС запустил проект «Восточное партнерство». Первоначально он распространялся на шесть стран: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Баку и Минск к евроинтеграции особого интереса не проявляли с самого начала. В 2022 году участие Белоруссии в «Восточном партнерстве» заморозили.
В итоге в проекте, по сути, остались три страны: Грузия, Украина и Молдавия. Тбилиси в прошлом году также получил статус страны-кандидата на вступление в ЕС, но о начале переговоров о членстве речь пока не идет. Брюссель сильно недоволен политикой грузинских властей, принявших, вопреки негодованию Запада, закон об иноагентах.
Что касается Армении, то она в 2013 году сошла было с дистанции, предпочтя Евросоюзу Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Ключевую роль в изменении позиции Еревана сыграла Москва: российский лидер Владимир Путин убедил своего тогдашнего коллегу Сержа Саргсяна войти в экономический альянс с Россией. Армянская сторона в итоге не стала заключать с ЕС соглашения об ассоциации и о создании зоны углубленной свободной и всеобъемлющей торговли, что сделали Грузия, Молдавия и Украина. Вместо этого было подписано соглашение «О всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Европейским союзом и Арменией» (Comprehensive and enhanced partnership agreement — CEPA).
Но времена меняются. В последнее время премьер страны Никол Пашинян активно налаживает отношения с Брюсселем, а ЕС отвечает взаимностью.
В марте Европарламент принял резолюцию, в которой допустил предоставление республике статуса страны-кандидата на членство в Евросоюзе, если страна «продолжит идти по пути стабильных реформ, укрепляющих ее демократию». Это, подчеркивалось в документе, вполне может стать основой для того, чтобы отношения между сторонами перешли на новый, более тесный уровень.
В самой Армении тем временем евроинтеграцию обсуждают уже всерьез и на высоком уровне. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян, посетивший Литву на этой неделе, 20 июня заявил, что Армения углубляет партнерство с ЕС и сейчас работает над новой программой партнерства. По его словам, армянская сторона придает первостепенное значение «значительному углублению отношений между Арменией и Европейским союзом в ответ на желания наших граждан».
Что касается желаний армянских граждан, то сейчас в Армении всерьез обсуждается проведение референдума о присоединении к ЕС. В парламенте страны 21 июня прошли слушания на эту тему, инициированные постоянной парламентской комиссией по европейской интеграции. Тема слушаний — «О предложении проведения референдума по вопросу подачи заявки на членство Республики Армения в ЕС». Один из участников слушаний, лидер партии «Республика» Арам Саркисян предложил в трехмесячный срок — уже в сентябре — организовать такой плебисцит.
Москва своего недовольства по поводу евроинтеграции постсоветских стран не скрывала никогда. Российские чиновники разного уровня называют евроинтеграцию «колонизацией», а главным бенефициаром процессов — США.
«Не секрет, что философия «разделяй и властвуй» активно применяется Западом в отношении нашего ближнего зарубежья. Цель очевидна — фрагментировать постсоветское пространство, рассорить наши страны и народы, навязать невыгодные схемы взаимодействия, вытолкнуть на задворки мировых процессов. Именно с такой абсолютно деструктивной повесткой США пытаются «осваивать» постсоветское пространство, а по сути, ведут линию на его «колонизацию»»,— заявил в недавнем интервью «Комсомольской правде» замглавы МИД России, курирующий постсоветское пространство, Михаил Галузин.
Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев в статье для «Российской газеты» отдельно коснулся сближения Армении с ЕС: «Золотые горы, включая членство в Евросоюзе, этой республике предлагают, разумеется, в обмен на полную лояльность. Но не стоит обольщаться: подобные обещания — всего лишь приманка в неоколониальной мышеловке».