Посадка «стратегов» у Берингова пролива до минут сократила подлетное время к США
На днях пара стратегических ракетоносцев Ту-160, в ходе летно-тактических учений Дальней авиации, преодолев расстояние 7000 километров, впервые совершила посадку на аэродром Анадырь на Чукотке. Что вызвало нескрываемый восторг в Министерстве обороны России. В официальном сообщении для прессы негромкое, казалось бы, событие там даже назвали «историческим».
Чтобы понять природу этих генеральских восторгов придется вспомнить: когда и для чего вообще на вечной мерзлоте мы почти голыми руками строили первоклассный аэродром совместного базирования в Анадыре? Ведь совершенно ясно, что посадка на него гражданских авиалайнеров — не более, чем приятное для жителей Чукотки дополнение. А главное — максимально приблизить стоянки российских тяжелых бомбардировщиков и ракетоносцев к территории Соединенных Штатов.
Потому что нигде наши страны так близко больше не граничат. Штат Аляска — вот он, рукой подать. Сразу за нешироким Беринговым проливом. И, значит, подлетное время к этому заполярному рубежу США измеряется не часами, а минутами. Что весьма затрудняет отражение гипотетического налета средствами ПВО.
Так же, кстати, как и подъем бомбардировочной и ракетоносной авиации ВВС США с американских авиабаз в Европе и Японии к российским пределам. Таким образом, наш аэродром в Анадыре только несколько уравнивает шансы противостоящих сторон.
Кстати, стратегическую обязательность такого ответного сближения с нашей стороны понимал еще Иосиф Сталин. По его указанию в конце 40-х годов была сделана попытка обустроить для тяжелых «бомберов» оперативные аэродромы в районе Северного полюса — прямо на многометровой толщине пакового льда. Однако те попытки устроить взлетно-посадочные полосы у арктического побережья США и Канады пресекла сама природа. Мороз и ветер быстро громоздили новые торосы и тем сводили на «нет» попытки тщательно выровнять поверхность ВВП. А без этого взлеты и посадки тяжелых бомбардировщиков становились слишком рискованными.
Последняя попытка реализовать сталинский замысел была предпринята 23 мая 1958 года. В районе дрейфующей полярной станции «СП-6» «приледнились» два стратегических бомбардировщика — Ту-16 и Ту-95. Но при взлете их трясло, как телеги на ухабах. В результате Ту-16 при разбеге стащило с полосы. Он задел консолью крыла стоявший рядом Ил-14, но как-то обошлось. Однако стало ясно, что с ядерными бомбами на борту в таком случае могла бы произойти страшная катастрофа. И эксперименты с «приледнениями» тяжелых самолетов в Арктике пришлось прекратить.
Оставалось единственное — скорее строить такие же аэродромы поближе к США, но на суше. Чукотка в силу упомянутых географических причин подходила для этого более всего.
Поэтому аэродром в Анадыре создавали в страшной спешке, всего за два года. Уже в 1959 году он был готов. Еще через два года — в 1961-ом, в составе новой советской авиабазы появилась неприметная, вроде, в/ч 62902. В открытых документах — ремонтно-техническая база «Анадырь-1» (в других источниках РТБ «Магадан-11»). На самом деле — крупнейший арсенал ядерных авиабомб, силами Главтоннельметростроя СССР тайно упрятанный в многометровую толщу подземной скалы. Этот сверхсекретный объект, названный в документах «Порталом», был высшего класса противоатомной защиты и рассчитан на выживаемость при прямом попадании ядерного заряда мощностью в 100 килотонн.
Замысел советского военного руководства состоял в том, чтобы использовать авиабазу на Чукотке как аэродром «подскока». Здесь ударные самолеты заправлялись дополнительным топливом, в них загружали «спецбоеприпасы» (так на языке военных именуются ядерные бомбы). И экипажи отправлялись на боевое патрулирование границ США.
Чтобы в случае начала войны обеспечить их внезапное появление возле Соединенных Штатов предусматривалось мгновенное уничтожение американской РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении в городе Клир на Аляске. Для этого там же, в Анадыре, был дислоцирован дивизион советских баллистических ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (15П653) в составе трех пусковых установок. А поскольку для поражения одной штатовской РЛС трех наших «Пионеров» было явно с избытком, дополнительными целями ракетному дивизиону назначили базу ВМС США Бремертон и пункт базирования атомных ракетных подводных лодок ВМС США Бангор близ Сиэтла.
Серьезность этих приготовлений могла бы порадовать Сталина, но сильно расстроила легкомысленного «голубя мира» Михаила Горбачева. К концу затеянной Михаилом Сергеевичем «перестройки» по инициативе генсека ЦК КПСС военных с Чукотки будто ветром сдуло. Со всеми их «Пионерами», спецбоеприпасами и самолетами-ракетоносцами. К 1992 году разогнали и прикрывавший небо Чукотки 171-й Тульский Краснознаменный истребительный авиаполк. Ничего «реформаторы» не смогли поделать лишь с хранилищем «Портал», поскольку его туннели прокладывались на века.
А на американском берегу Берингова пролива все осталось как прежде. Как и раньше, настороженно следят за нами локаторы РЛС системы СПРН в Клире. Базу военно-воздушных сил ВВС США «Эльмендорф» под Анкориджем даже усилили двумя эскадрильями истребителей пятого поколения F-22. Там же дислоцировано командование 11-й воздушной армии ВВС США и Аляскинской зоны НОРАД.
Другую авиабазу ВВС США на Аляске в городке Эйлсон пока продолжают обживать старенькие истребители F -16. Но на ней уже вовсю развернуты работы по подготовке к приему двух эскадрилий F-35A. К 2020 году Эйлсон станет первым пунктом базирования F-35A в Азиатско-Тихоокеанском регионе за пределами континентальных США.
Рядом, в «Форте Ричардсон», учится воевать в ледяной пустыне 4-я бригадная тактическая группа американской 25-й пехотной дивизии.
Вот на таком невыгодном оперативно-тактическом фоне в 2003 году мы вынуждены были приниматься за разборку утонувших в бескрайних чукотских снегах обмерзших и омертвелых руин на месте былых первоклассных гарнизонов.
Первым делом началась масштабная реконструкция аэропортового комплекса в восточной части аэродрома Анадырь. За несколько лет отремонтирована старая ВВП, устроены новые рулежные дорожки, установлена система светотехнической системы посадки с огнями высокой интенсивности, полностью заменены кабельные трассы. Сделано еще очень и очень многое.
Наконец, в октябре 2007 года закончена реконструкция объектов авиатопливообеспечения. И тут же авиабаза Анадырь приступила к боевой работе, став новым оперативным аэродромом Дальней авиации. В тот же год сюда сели первые «Медведи» — стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Здесь они снова регулярно дозаправляются. А потом уходят на многочасовое патрулирование побережья США. Не только Аляски — намного дальше.
Но в Москве рассуждали примерно так: появление Ту-95МС на Чукотке, конечно, добавило головной боли Пентагону. Но в свете продолжающейся вакханалии у границ России хотелось бы возрастающего беспокойства и для Соединенных Штатов. Для этого как нельзя лучше подошли бы другие наши стратегические ракетоносцы — Ту-160 («Белый лебедь»). Главное их достоинство по сравнению с заслуженными «Медведями» — скорость. Максимальная — 2230 километров в час у реактивного «Белого лебедя» против 830 у турбовинтового Ту-95МС.
Поэтому появление Ту-160 при взлете с аэродрома Анадырь поставило бы на уши всю систему ПВО США. Потому что сократило бы подлетное время до сотен важнейших объектов на территории США (не только на Аляске!) до того, что наши авиационные ракеты и бомбы могли бы оказаться над головами американцев почти из ниоткуда — как чукотский снег полярной ночью.
Загвоздка была в том, что, несмотря на внушительные размеры ВВП (длина 3500 метров, ширина 60 метров), посадка на него для «Белого лебедя» таит немалый риск. Из-за огромного веса (110 тонн даже у абсолютно пустого Ту-160 против 98,5 тонны у Ту-95МС) и существенно более высокой посадочной скорости. Поэтому Ту-160 на этот аэродром долго сажать не решались.
Решено было начать с другого тяжелого бомбардировщика — Ту-22М3, прозванного на Западе «Бэкфайером». Его посадочная скорость хотя еще выше, чем у «Белого лебедя» (310 километров в час против 260), однако весит пустой «Бэкфайер» на 32 тонн меньше.
Впрочем, похоже, и Ту-22М3 садиться на Чукотке было непросто. Иначе российские дальние бомбардировщики точно бы давно вовсю использовали Анадырь. А так первая пара этих боевых машин с большими опасениями была посажена здесь только менее года назад — в октябре 2017-го. И тем, как оказалось, проторила дорожку «Белым лебедям».
16 августа 2018 года Ту-160, которые взлетели из поволжского Энгельса, впервые появились над городом Анадырь. И, по свидетельствам очевидцев, долго барражировали в воздухе, до минимума вырабатывая топливо. Явно чтобы в целях безопасности максимально «скинуть» вес при посадке. Когда все прошло благополучно, командование Воздушно-Космическими силами явно облегченно выдохнуло.
Затем, дозаправившись, Ту-160 снова ушли в небо — курсом на полигон в республике Коми. Рельеф местности там ничем не отличается от того, что в Северной Америке или в Канаде.
Сергей Ищенко. Свободная Пресса