ООН призывают схватить Россию за язык

Для чего нас заставляют подписать Декларацию по правам коренных народов

По информации СМИ, в Организацию Объединенных наций обратились представителя Якутии, Татарстана и Северной Осетии. Они требуют с помощью международных правовых механизмов принудить Россию быть более лояльной к национальным языкам. В частности — подписать Декларацию ООН по правам коренных народов.
Аргументация ревнителей национальных языков удивляет. «Представители коренных народов России становятся чужими на своей земле, их права нарушаются, эту ситуацию необходимо менять», — заявил на последней сессии экспертного механизма ООН руководитель общественной организации «Якутия — Наше мнение» Степан Петров.
Интересно, что тему прав коренных народов России и, в частности, возможности пожаловаться в ООН, подогревает американская «Радио Свобода», давно разделившая свои российские интернет-ресурсы по национально-территориальному признаку: Идель, Крым, Сибирь и т. д. Если вспомнить, что СССР раскололся как раз по национальным границам, выглядит это зловеще.
Тем не менее, государство пошло на поводу у националистов и запустило механизм поддержки преподавания местных языков за госсчет. Началась работа над концепцией преподавания, а главное — создается Фонд поддержки родных языков, который возьмет на себя финансирование научных исследований, подготовки преподавателей и учебников языков народов России.
Отметим, что контроль за деятельностью фонда общественники Татарстана потребовали передать организациям, представляющим коренные народы. То есть — себе самим. Все это выглядит, скорее, как новое постперестроечное издание бунта «национальных окраин», причины которого, конечно, политические. Национальная интеллигенция жаждет перераспределения власти в свою пользу.
Между тем, принятый недавно закон об изучении родных языков в российских национальных республиках подогрел страсти так сильно, что на тему пришлось высказаться президенту РФ. По словам Владимира Путина, в стране необходимо возродить на современной основе программу сохранения и развития национальных языков народов России, существовавшую в СССР. Такое заявление он сделал 15 августа перед участникам образовательного форума «Машук».
«Очень важно и очень интересно. Очень важно, потому что каждый год в мире пропадает большое количество языков, наречий и так далее. Литература исчезает», — пояснил проблему глава государства в ответ на рассказы делегатов об усилиях национальной интеллигенции по сохранению местных языков.

Предложение президента выглядит как отступление под давлением ряда политических активистов из национальных республик, недовольных тем, что их родные языки в недостаточной мере поддерживаются государством. Потворствование национальным страстям со стороны президента России выглядит странно. Кто как не Путин обвинил в свое время Владимира Ленина в том, что тот, якобы, «заложил бомбу под Россию», поощряя автономизацию страны?! Однако основатель СССР дал стране и цементирующую наднациональную идеологию, которая 70 лет успешно скрепляла республики в единое целое.
В то время как нынешняя власть поощряет, скорее, идеологему «человек человеку — волк». В этих условиях от недовольства поддержкой национальных языков до бунта по поводу несправедливого распределения материальных ресурсов между Москвой и республиками — один шаг. Отвечать за это придется архитекторам нынешней национальной политики.
— Я полностью согласен с представителями национальной общественности, которые считают, что национальные языки — это богатство нашей страны, — говорит депутат Госсовета Татарстана Артем Прокофьев. — Поэтому возможности изучать эти языки государство, конечно, должно создавать. Это должно быть. Именно так делали в Советском Союзе.

«СП»: — Однако в СССР и в постсоветской России, пока не приняли новый закон, местные языки в республиках учили принудительно. Как родные, якобы, для всех наречия.
— Этот закон появился не случайно. Было выявлено некоторое игнорирование позиции родителей, которые считали, что их детям навязывают изучение национальных языков. Я с этими родителями общался — это наши избиратели.
Главная проблема в том, что не было результата. Ребенок учил в течение всего школьного периода язык, но так и не знал его. Методики были неэффективны и этого никто не исправлял. Поэтому и столько жалоб было.
Надеюсь, сейчас, как и сказал президент, изучение национальных языков будет проходить по современной методике. Нужен, в первую очередь, разговорный язык, а не чудовищные грамматические конструкции, которые негде применять на практике.
Эксперт в сфере прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Михаил Тодышев считает, что националистам российских республик грех жаловаться — в России есть народы, чьи языки в еще более бедственном положении.
— Мне понятно откуда взялся недавно принятый закон о родных языках. Кому-то показалось, что в таких республиках, как Татарстан, Башкоркостан, «слишком обязательным» стал титульный язык республики для учеников нетитульной национальности. Вот в каком ключе тревогу забили!
Решили оградить от излишнего навязывания таких языков. Дай бог, если смогли что-то выправить. Но в положении языков коренных и малочисленных народов я изменений в связи с этим законом не вижу.

«СП»: — Поясните, пожалуйста…
— Проблема сохранения родных языков является особо острой для тех коренных и малочисленных народов, которые не имеют в России своих национально-территориальных образований. В регионах, где они живут, соответствующие структурные подразделения администраций этих регионов, к сожалению, не имеют полномочий по сохранению и развитию языков таких народов. Принятый недавно закон о родных языках и вовсе отдает проблему на откуп образовательным учреждениям.

«СП»: — А это плохо?
— Приведу пример с родным мне шорским языком. Я — шорец, из Кемеровской области (тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири — авт.). В 1989 году благодаря подвижнической деятельности одного ученого-лингвиста в Новокузнецком педагогическом институте была образована кафедра шорского языка и литературы, где стали готовить преподавателей. Потом, в результате реформы системы образования, было несколько реорганизаций. И в 2014 году ставки преподавателей шорского языка сократили. С тех пор и преподавание шорского языка только сокращалась.
Мы жаловались на все уровни, включая администрацию президента. Просили рассмотреть наш случай на Совете по межнациональным отношениям при президенте РФ — в качестве образца, как не надо проводить государственную национальную политику.
Сейчас, вроде, сдвинулось что-то, приняли региональный закон. Но разрушенное всегда трудно восстановить. Из-за этого возникли проблемы с набором студентов. Примерно то же можно сказать о другом малочисленном народе Кемеровской области — телеутах.

«СП»: — По-вашему, развитием языков малых народов должно заниматься именно государство?
— Да, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, — это святая обязанность органов государственной власти страны и ее субъектов. Это вопросы совместного ведения. А у нас они сброшены на уровень местного самоуправления, которые не подкреплены соответствующим финансированием.
Нужна отдельная программа, подкрепленная деньгами. Нужна кропотливая работа, но не через призму национальной политики, которая порой сводится к фестивалям песни и плясок.
По мнению замруководителя Международного евразийского движения Валерия Коровина, поощрение «национальных языков» неизбежно ведет к сепаратизму республик.
— Здесь принципиальным моментом является уход от искусственной политизации проблемы. Потому что язык является свойством этноса, народа. А когда мы употребляем понятия «нация», «национальный», мы переходим к политической субъектности. Это важно разделять.
То есть, язык возрождается либо как элемент идентичности этноса, народа, сохранения его органичной культуры, традиции. И это — абсолютный позитив. Либо язык используется как некий обобщающий фактор становления политической нации, политического субъекта, претендующего на элементы государственности и суверенитета. И тогда язык становится «национальным языком», выступает фактором унификации, ассимилирует в себя другие языки, наречия, говоры, «мовы», подгоняя их под языковой и, как следствие, — социально-политический стандарт. Это разрушительная функция.

«СП»: — «Бомба под Россию», заложенная Лениным, о чем когда-то говорил Путин?
— Именно эта языковая функция была инициирована Лениным как политическое самоопределение народов и этносов России в качестве политических наций. И это, да — являлось миной замедленного действия. Описанный выше терминологический нюанс является абсолютно принципиальным, ключевым.

«СП»: — Однако, националисты в республиках терминологические нюансы, кажется, не учитывают…
— Язык как культурная функция является элементом самоопределения каждого человека. Через язык он сам, добровольно, определяет свою идентичность. Он говорит: я — татарин, мой язык — татарский. Или говорит: я — русский, мой язык — русский. Или я — удмурт, я — чуваш, я — башкир… И выбирает эту идентичность как свою, а этот язык — как свой.
А вот политическая функция языка, как «национального языка», принудительно ассимиляционная. Когда речь идет о становлении государственности в формате, например, республики Татарстан — тогда изучение татарского языка становится обязательным, принудительным. Как это было в школах Татарстана до недавнего времени. Хочешь — не хочешь, а татарский язык входил в обязательную программу. И за отказ от этого применялись санкции.

«СП»: — Возможно, это проще понять, обратившись к внешним примерам.
— Примерно так происходит искусственная украинизация русских на Украине. Там каждый, кем бы ты себя ни считал и не называл, на каком бы языке ни говорил, должен учить украинскую «мову». А если нет — «в расход».
Это создание искусственной политической нации. Такого в России категорически не должно быть. Идентичность должна быть моментом индивидуального, персонального выбора. Язык, культуру каждый должен выбирать сам. Попытки ассимиляции надо жестко пресекать.
Проблема в том, что у нас часто говорят или пишут о сохранении «национальных языков». И таким образом ставят себя в зависимое положение от складывающихся политических наций. Те будут требовать прав через ООН, ссылаться на закон и продолжать формировать политическую субъектность, которая требует суверенитета, самоопределения и выхода из состава России. А вот формулировка «языки традиционных этносов и народов России» исключает политизацию.
Когда Путин говорит о восстановлении «национальных языков» на современной основе, он правильно мыслит. Но поскольку использует изначально неправильный термин, то тут же попадает в эту ловушку. На него тут же будут ссылаться националисты в республиках: Путин сказал…
Управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов сомневается, что Россию удастся заставить скорректировать свою политику в сфере изучения родных языков через международный механизм принуждения:
— Конституция РФ (ст. 15) прямо устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также — международных договоров, в которых участвует Россия, над национальным законодательством. Однако, если говорить о Декларации прав коренных народов, то она не была подписана и ратифицирована Россией. Поэтому не является частью ее правовой системы. Так что жалобы в ООН в связи с этим вряд ли принесут результаты.

«СП»: То есть, — речь идет, скорее, о политическом давлении?
— В теории страны ООН должны следовать положениям этой Декларации. Но, пока она не ратифицирована, есть нюансы: страна может отказаться от исполнения, ссылаясь на противоречие ее Конституции, как это и сделала Россия.
При этом, реальных механизмов принуждения какой-либо страны к подписанию международного договора не существует. А осуждение ООН, скорее всего, так и останется декларативным.

«СП»: — Жалобщики еще и санкциями грозят.
— Введение санкций по этим основаниям маловероятно, так как несоблюдение тех или иных положений международных актов по причине противоречия с национальным законом — практика распространенная.

Сергей Аксенов. Свободная пресса

Добавить комментарий