Закулисные торги Москвы и Вашингтона под Часами Судного дня ожесточаются
На минувшей неделе Министерство обороны РФ как минимуму дважды удостоилось чести быть упомянутым на первых полосах множества ведущих мировых изданий. Вначале — в четверг, 19 июля, когда в устрашающих подробностях наше оборонное ведомство рассказало всему свету о своих новейший вооружениях, среди которых гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», подводный беспилотник «Посейдон», крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник», межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», гиперзвуковые боевые блоки «Авангард» и лазерный комплекс «Пересвет». А на другой день, в пятницу, этот перечень был существенно дополнен. Выяснилось, что Воздушно-Космические силы на полигоне Сары-Шаган в Казахстане только что успешно испытали не имеющую аналогов модернизированную противоракету ПРС-1М, способную разгоняться до умопомрачительных четырех километров в секунду. Не случайно этот боеприпас в НАТО уже опасливо назван «Горгоной».
Только не надо нас уверять, что столь концентрированный информационный залп Москва произвела просто по стечению обстоятельств. Что просто так сошлись звезды. Понятно, что у плохих для Запада новостей такого масштаба и такого объема была совершенно конкретная политическая цель. Какая же?
Тут стоит вспомнить, что всего за три дня до первого «телеоткровения» Минобороны РФ в Хельсинки состоялась долгожданная встреча президентов России и США. О чем на ней 16 июля говорили Дональд Трамп и Владимир Путин — об этом широкой публике стороны рассказали лишь в самых общих чертах. Можно, конечно, предположить, что тема контроля за стратегическими вооружениями в столице Финляндии была среди основных. Но чем окончился обмен мнениями — этого мы не знаем.
Зато теперь, когда Минобороны РФ, достало из рукава дополнительные аргументы, на мой взгляд, все стало совершенно очевидно. Трамп уперся и с Путиным общего языка по проблеме контроля над стратегическими вооружениями, видимо, пока нашел. Вот и пришлось Кремлю через наших военных почти немедленно после встречи лидеров России и США громогласно озвучивать новые аргументы.
И вы знаете, Вашингтон эти наши доводы про «Горгоны», «Авангарды», «Посейдоны» и прочее, скорее всего, проняли почти мгновенно. Уже 21 июля замглавы Пентагона Джон Руд в Аспене (штат Колорадо) заявил: «Мы хотели бы больше поговорить о стратегической стабильности, чтобы убедиться, что между США и Россией есть чёткое понимание насчёт этого крайне смертоносного оружия, которое есть у нас с ними, а также поговорить о будущем нераспространения». А догадливый Трамп без лишних проволочек внезапно для американского истеблишмента пригласил Путина в скором времени продолжить приятное общение в Вашингтоне.
Тут важно иметь ввиду существенное обстоятельство, которое многое проясняет. В 2021 году истекает срок действия российского-американского договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-3. Сам этот документ был подписан тогдашними президентами РФ и США, соответственно Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в Праге 8 апреля 2010 года. Вступил в силу в 2011-м и рассчитан на десять лет.
Согласно СНВ-3, стороны обязались к 5 февраля 2018 года выйти на равные суммарные уровни стратегических наступательных вооружений. У каждой к согласованному дню не должно было оставаться более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1550 боезарядов на указанных типах вооружений, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.
Все было выполнено с завидной точностью. По данным нашего МИДа, на 5 февраля нынешнего года у России 527 межконтинентальных баллистических ракет всех классов, а также 1444 ядерных боезаряда на них. У американцев соответственно — 660 ракет и 1393 боеголовки. То есть, и у них, и у нас — даже немного менее разрешенных уровней.
Но вся штука в том, что обе страны шли к таким показателям очень разными путями. Если у России и так в 2018 году в силу экономических причин просто физически не могло быть развернутых носителей выше оговоренного в СНВ-3 уровня, то Пентагону приходилось, чтобы уложиться в «прокрустово ложе» договора, снимать с боевого дежурства «лишние» ракеты. Коротко и ясно сложившуюся ситуацию в свое время прокомментировал «Свободной прессе» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Из всех договоров об ограничении стратегических вооружений СНВ-3 — это единственное соглашение, которое выгодно нам, а не американцам. По сути, это договор об одностороннем сокращении американских вооружений».
Чем думал Обама, когда подписывал СНВ-3 — понятно не всем. Особенно, как следует из дальнейших событий, непонятно Трампу. Опытнейший бизнесмен, он умеет хорошо считать. И слабость позиций своей страны в документе, очевидно, увидел сразу. Или ему подсказали советники. К тому же для Трампа априори неприемлемо все, что вышло из-под пера Обамы.
В итоге в его первом телефонном разговоре с Путиным в начале 2017 года вышел забавный эпизод, о котором тогда же рассказала американская газета The American Conservative. По ее данным, «когда Путин поднял вопрос о продлении заключенного в 2010 году договора, получившего название СНВ-3 (New START), Трамп взял паузу для того, чтобы отойти в сторону и спросить своих помощников о том, что собой представляет этот договор. Затем Трамп сказал Путину, что этот договор является одной из нескольких плохих сделок, заключенных администрацией Обамы, поскольку, по его словам, он ставит в более выгодное положение Россию».
Очевидно, за минувшие месяцы не произошло ничего такого, что заставило бы Трампа и Вашингтон в целом изменить свою точку зрения на СНВ-3. Но без продления этого соглашения еще на пять лет или заключения чего-то нового взамен, считают в Москве, после 2021 года наши страны лишатся уникального инструмента взаимного контроля. Может возникнуть опаснейший вакуум в сфере международной безопасности. Поэтому нужно спешить. И, при наличии взаимной воли, начинать соответствующие переговоры уже сегодня.
Впрочем, очень похоже, что даже после вразумления Трампа нашими видео про «Горгоны» и «Посейдоны» СНВ-3 продлен не будет. Нужен новый документ со значительно расширенным перечнем подпадающих под ограничения и контроль вооружений. Причем, не только в ядерном, но и обычном снаряжении, однако со свойствами и возможностями стратегического оружия. Прежде всего — высокоточных ракет большой дальности типа наших «Калибров» или американских «Томагавков». Москва не раз предлагала это Вашингтону в последние годы. А еще — снова договориться о проблеме противоракетной обороны.
Только американцы нас слушать пока не желают. У них совершенно иные озабоченности. Если уж и расширять рамки договоренностей по контролю за глобальными вооружениями, то в Вашингтоне хотели бы сделать это за счет, в первую очередь, тактических ядерных боеприпасов. Поскольку, как считает Пентагон, здесь серьезное преимущество у России.
При этом негласный закулисный торг между нашими странами в области подготовки новых соглашений в области контроля за вооружениями, как следует из некоторых событий, идет непрерывно.
Так, в начале нынешнего года в Соединенных Штатах вдруг очень обеспокоенно заговорили о новой «российской баллистической ракете RS-26». Том самом «Авангарде», о котором наше Минобороны, в числе прочих, рассказало, как уже было сказано, 19 июля. На этапе разработки ракетный комплекс назывался «Рубеж».
Речь идет о российском подвижном грунтовом ракетном комплексе с межконтинентальной баллистической ракетой, испытания которой завершились в декабре 2014 года. Комплекс является дальнейшим развитием проекта «Ярс» (РС-24 «Ярс») с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны. По мнению Пентагона, появление у России этого оружия, не подпадающего под СНВ-3, грубо нарушает основополагающие договоренности.
В феврале 2018 года Трамп поручил Госдепу, Пентагону и разведке в трехмесячный срок подготовить свои предложения по парированию новой угрозы. Один из вариантов — выяснить у Москвы: согласна ли она включить РС-26 в перечень оружия, подпадающего под параметры СНВ-3?
Месяца не прошло, как 22 марта 2018 года агентство ТАСС со ссылкой на источник в МО РФ сообщило, что мобильный ракетный комплекс РС-26 исключен из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27). Причиной изменений были названы, конечно, не озабоченности вероятного противника, а собственные финансовые трудности. И хотя в госпрограмме остались те же комплексы «Авангард» шахтного базирования, добрая воля Москвы и ее готовность к компромиссам ради заключения нового договора по СНВ были налицо. Трамп должен, видимо, это оценить. Ждем от него встречных шагов.
Словом, сблизить позиции РФ и США сегодня очень трудно. Но придется это сделать. Иначе знаменитые Часы Судного дня, задуманные американским «Бюллетенем ученых-атомщиков» (BAS) еще в 1947 году, минутную стрелку передвинут слишком близко к полуночи, означающей конец света.
На размышления у человечества всего три года.
Сергей Ищенко. Свободная Пресса