На Украине будут сажать за торговлю со страной-«агрессором»
На Украине предложили ввести уголовную ответственность за экономическое сотрудничество с Россией. С такой инициативой во вторник, 31 июля выступил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов.
«Мне кажется, что должна быть не только моральная, но и уголовная ответственность», — сказал Турчинов, комментируя ситуацию с закупкой филиалом акционерной компании «Украинские железные дороги» знаков «Почетный железнодорожник» на сумму 181,9 тысячи гривен (около 6,8 тысячи долларов) у филиала РЖД. Позднее исполняющий обязанности главы компании Евгений Кравцов поручил остановить процедуру закупки.
Турчинов уточнил, что имеет в виду тех, кто «закупает в России те вещи, которые могут производиться на Украине».
Стоит отметить, что после госпереворота в 2014-м году Украина взяла курс на сворачивание всех экономических отношений с Россией и ведет политику замещения продукции российского производства. Однако, несмотря на это, оборот внешней торговли между странами неуклонно растет.
Как понимать эту инициативу? И дойдет ли дело до ее практической реализации?
— Очевидно, человек, отвечающий за национальную безопасность в государстве, стремится нанести максимальный вред этому государству, — считает политолог Александр Дудчак.
— Это уже статья — за госизмену и умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества. Полностью реализовать идею Турчинова не удастся — по мере ее реализации, новые сотни тысяч украинских граждан будут вынуждены покидать страну из—за закрытия предприятий, или в конце концов, власти доведут народ до бунта. Так что, или народ разбежится, или страна окончательно развалится.
«СП»: — Кого это может коснуться в случае, если будет принят соответствующий закон?
— Тех, кто еще поставляет в Россию продукцию металлургии, арматуру, трубы, производителей двигателей, химпрома. Тех, кто получает комплектующие из РФ — для остатков высокотехнологичных производств.
«СП»: — Ситуация проиллюстрирована примером с покупкой значков у РЖД. Это и есть страшное экономической сотрудничество с «агрессором»? Или более серьезных примеров уже нет — все свернуто?
— Вероятно, у Турчинова есть какие-то счеты с железнодорожниками — кусок лакомый, повод «наехать» предоставился…
«СП»: — Турчинов уточнил, что говорит о тех, кто «закупает в России те вещи, которые могут производиться на Украине». То есть закупок товаров, которые Украина не производит, это не коснется?
— Украина серьезно зависима от импорта вообще, от российского, в частности. Особенно это видно по авиастроению — без поставок комплектующих из РФ самостоятельно собрать самолеты уже не в состоянии. Эта проблема актуальна и для нефтехимии, атомной энергетики.
«СП»: — Последние несколько лет Киев ведет политику замещения продукции российского производства и разрыва экономических связей. Тем не менее, товарооборот растет. Почему?
— Потому что никакой ЕС не способен заменить Украине рынок России. Украину так и не пустили на европейский рынок, это видно по тому, как быстро выбираются квоты на поставку украинских товаров в Европу. Невзирая на все активные попытки разорвать отношения на государственном уровне, частный бизнес их саботирует и ищет возможности продолжения сотрудничества. РФ по-прежнему, на первом месте среди торговых партнеров Украины — по прошлому году — около 10 млрд долл., а с ЕС около 28 млрд. Но ЕС — это 28 стран, а не одна Россия, и в ЕС более 500 млн населения, а в России — примерно 144 млн., так что примерно сопоставимо.
— Турчинов, нужно заметить, высказался достаточно осторожно, — обращает внимание политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Он сказал, что, по его мнению, «должна быть не только моральная, но и уголовная ответственность за финансовую поддержку страны-агрессора для тех, кто закупает у России такие вещи, которые могут производиться в Украине». Вполне возможно, что ближе к президентским выборам действительно попытаются обеспечить принятия законопроекта, запрещающего закупать в России товары, если существуют их аналоги украинского производства. И здесь начинается самое интересное. Например, часть промышленного оборудования (его импортируется из России на несколько сотен миллионов долларов в год), вероятно, можно заменить украинскими аналогами. А можно объявить, что украинских аналогов данного оборудования не существует, и его можно импортировать. Или возьмем продукцию российской химической промышленности, которой в 2016 г. украинские импортеры ввезли на 1,3 миллиарда долларов. Понятно, что из-за высокой цены на газ продукция украинской химической промышленности является менее привлекательной. Но если ее придется покупать в обязательном порядке, то финансовое положение корпораций, владеющих украинскими химическими предприятиями, станет намного лучше. Порошенко и его союзникам нужно найти способ выиграть предстоящие президентские выборы, на которых действующий президент рискует потерпеть сокрушительное поражение. Поэтому правящей коалиции, в которую, несомненно, входит Турчинов, нужно обеспечить лояльность крупных собственников. И в этом отношении закон, позволяющий поддерживать сторонников власти и карать тех, кто финансирует конкурентов, может оказаться весьма кстати.
«СП»: — То есть он все же будет принят? По ком это ударит в первую очередь?
— Думаю, что законопроект, основанный на инициативе Турчинова, будет принят ближе к президентским выборам. Власть утратила популярность, а в таких условиях, как показал печальный опыт Кучмы, Ющенко и Януковича (т.е. всех без исключения предыдущих президентов), украинские олигархи начинают помогать соперникам действующей власти и финансировать протестные акции с требованиям отставки главы государства. Поэтому действующей власти нужны законы, которые позволяли бы разорять враждебных ей крупных собственников (а если обратить внимание на слова Турчинова об уголовной ответственности, то можно предположить, что речь может пойти даже о лишении свободы тех, кто играет против главы государства).
«СП»: — Кому была бы выгодна такая мера?
— Всем, кто сделал ставку на переизбрание действующего президента, за исключением Авакова, поскольку в случае принятия законов, позволяющих использовать инструменты экономического воздействия, снизится значимость силового ресурса, которым располагает министр внутренних дел, контролирующий, как правоохранительные структуры, так и радикальные националистические группировки.
«СП»: — Последние несколько лет Киев ведет политику замещения продукции российского производства и разрыва экономических связей. Тем не менее, товарооборот растет. Почему? Уголовная ответственность за торговлю на этот процесс как-то повлияет?
— Потому что украинские крупные собственники получают прибыль от торговли с Россией. Понятно, что значительная часть внешнеторговых операций совершается относительно небольшими структурами и даже частными лицами, но, если бы данный вид деятельности не приносил бы прибыли ведущим корпорация, то торговля с Россией давно попала бы под запрет, поскольку действующая власть объективно заинтересована в ослаблении связей с Россией и криминализации любой деятельности, позволяющей поддерживать эти связи.
«СП»: — Чем может ответить Москва? Насколько ей вообще нужно торговать с Украиной?
— А зачем отвечать? Думаю, что даже в том случае, если закон, основанный на инициативе Турчинова, будет принят, объемы российско-украинской торговли останутся прежними. Только осуществляться она будет структурами, находящимися под контролем тех, кто поддерживает Порошенко.
Дмитрий Родионов. Свободная Пресса