Развитие ТОС является сейчас первоочередной задачей для российского общества, в том числе и потому, что ее решение ведет к переосмыслению основ местного самоуправления с учётом территориальных особенностей регионов. По существу, речь идёт о выборе новых ориентиров и моделей развития муниципальных образований в Российской Федерации. Важная роль в этом созидательном процессе принадлежит институтам гражданского общества, о необходимости развития которых, высказался президент России В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию.
Согласно ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), территориальное общественное самоуправление является одной из форм участия населения в местном самоуправлении. При условии максимального раскрытия потенциала местного сообщества ТОС может стать наиболее значимым институтом гражданского общества и наиболее эффективной формой народного волеизъявления из всех, предусмотренных законом. Дело в том, что опрос населения нельзя отнести к формам активного участия жителей в местном самоуправлении, а собрания и конференции граждан пока остаются то вспомогательными инструментами, в том числе и потому, что условия для развития народной правотворческой инициативы еще не созрели.
В ст. 27 Федерального закона №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление определяется, как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Данное определение не дает четкого понимания назначения и характера территориального общественного самоуправления. Более того, оно содержит три спорных элемента:
Самоорганизация.
Инициатива.
Вопросы местного значения.
Действуя в интересах местного сообщества, граждане и их объединения в большинстве случаев исходят из стоящих перед ними в определенный период на конкретной территории проблем и задач, а не из актуального на данный момент перечня вопросов местного значения.
В качестве рабочего определения можно предложить следующее:
Территориальное общественное самоуправление – это особый вид общественного объединения, основанный на принадлежности его членов к определенной территории, имеющей зарегистрированные в установленном порядке границы.
Это особый вид общественного объединения, принадлежность к которому определяется местом жительства на территории, официально зарегистрированной как входящей в состав ТОС.
Главный недостаток законодательного регулирования деятельности ТОС заключается в том, что в Федеральном законе №131-ФЗ и большинстве положений о ТОС муниципальных образований детально прописаны лишь организационные моменты – порядок создания ТОС, разработка устава, утверждение границ, регистрация в органах местного самоуправления и т.д. При этом совершенно не разъясняются возможности, которые открывает ТОС гражданам в содержательной деятельности – решении проблем и задач территории.
ТОСы, плотно занимаясь содержательной деятельностью, способны, с одной стороны, воспринять, поддержать и «приземлить» инициативы местной администрации, а с другой, максимально раскрыть социальный потенциал жителей территории.
В то же время следует отметить, что, рассматривая общественно-полезные направления деятельности населения, реализуемые в форме ТОС, мы упустили из вида одну очень важную сферу – экономическую. Это объясняется отсутствием на сегодняшний день общеизвестных сведений об указанной тосовской практике. В то же время, я полагаю, что, именно решение экономических вопросов силами институтов общественного самоуправления может заметно повысить гражданскую активность и общественный интерес к ТОСам. В основе этого предположения – высокая заинтересованность всех без исключения жителей в удовлетворении своих материальных потребностей.
В настоящее время развиваются новые подходы к формированию и реализации стратегических планов через инициативу «снизу», исходящую от граждан либо поддержанную гражданами. Очевидно, что территориальные общественные самоуправления (ТОСы) имеют большой потенциал к тому, чтобы объединить вокруг себя активных жителей (в том числе предпринимателей, чей бизнес связан с данной территорией или же проживающих на данной территории) и стать площадками для выработки и реализации стратегических планов муниципальных образований.
Эти подходы органически вписываются в структуру современной рыночной экономики. Они позволяют рассматривать ТОС как экономическую единицу (домохозяйство), которая является одним из основных хозяйствующих субъектов на специфическом рынке человеческого капитала (производство и воспроизводство социальных структур, моделей общественных отношений, типов индивидуального поведения, человеческих отношений, эмоций, чувств и т.д.).
Через общественно-стратегический план органа ТОС могут быть реализованы следующие элементы стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования:
участие в процессе социально-экономического развития муниципального образования основной массы населения в границах деятельности ТОС;
активизация процесса социально-экономического развития локальной территории как части территории муниципального образования;
формирование конкретных механизмов реализации принципов местного самоуправления (самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, исходя из своих интересов);
практическое решение целей и задач, определенных в стратегическом плане муниципального образования, с учетом индивидуальных особенностей территории деятельности ТОС;
применение современной технологии стратегического планирования, где ТОС является площадкой формирования общественного мнения.
Если стратегия опирается на инициативу «снизу», разработчиками стратегического плана выступают граждане через орган ТОС. Этот способ, по сравнению с имеющимся опытом «административной» или «экспертной» разработки документов стратегического планирования, имеет ряд преимуществ:
в отличие от фирмы-разработчика ТОС и его органы управления никуда не исчезнут, потому, что территория их деятельности одновременно является местом их постоянного проживания;
с ТОСа и его органов легко спросить за порученную работу, т.к. они подотчетны жителям конкретной территории;
ТОС и его органам легче мобилизовать общественность и привлечь ее к разработке стратегического плана. ТОСы и их органы, по определению, формируются из числа общественников, а значит, пользуются большим доверием у населения, чем органы местного самоуправления;
ТОСу не нужно давать деньги напрямую из бюджета, а только необходимо создать условия и передать ресурс (муниципальное имущество и земельные участки) для того, чтобы он сам мог заработать финансовые средства для развития подведомственной ему территории, в т.ч. и на разработку общественно-стратегического плана своей территории, как части муниципального образования.
Таким образом, ключ к решению социально-экономических проблем лежит в области человеческого фактора. Данный подход при непосредственном участии населения позволит выделить сильные и слабые стороны территории, разработать стратегии повышения её конкурентоспособности. Такая основа позволит органам ТОС определить своё место в муниципальном развитии. Ибо без активного участия граждан в общественной жизни, без формирования и развития сознания, ответственности индивида за общество, невозможно ни устойчивое экономическое благосостояние, ни социальное равновесие.
Общественно-стратегический план, как новый инструмент развития и расширения бизнеса, открывает для деловых кругов следующие возможности:
1. создание благоприятного климата для предпринимательства через взаимодействие бизнеса и населения;
2. взаимовыгодная хозяйственная интеграция (создание новых коммерческих структур с участием органа ТОС и др.), открывающая новые перспективы для развития и расширения бизнеса;
3. демонстрация гражданской ответственности за территорию, на которой работают предприниматели, а, следовательно, рост их положительного имиджа и укрепление их деловой репутации.
Резюмируя, можно сказать, что ТОС как элемент непосредственной демократии на местах может быть главным фактором социально-экономического роста территории и стать источником стратегического планирования по ключевым социо-культурным и экономическим направлениям развития.
Член комитета по стратегическому развитию ОКМО
Кандидат юридический наук
Андрей Владимирович Алешкин