Донецкий ансамбль «Септет-джаз» отметил 10-летний юбилей

Ансамбль хорошо известен поклонникам джаза в Донецке и не только. Праздник отметили, как и полагается творческому коллективу, творчески – ярким концертом в филармонии. Любители джаза – вообще публика особая, очень эмоциональная, чутко реагирующая на импровизации, которые и являются изюминкой этого музыкального направления. Горячо встречали каждый номер и в этот раз, тем более что их ожидало немало сюрпризов.

Уникален во всем

Ансамбль «Септет-джаз», которым на протяжении всего времени руководит директор Донецкого музыкального училища Александр Куслин, во многом уникален. Это единственный джазовый коллектив в Украине, работающий в филармонии. Помимо концертов непосредственно в филармонии, «Септет-джаз» занимается популяризацией джаза, выступая перед целевыми аудиториями, в том числе перед учениками общеобразовательных и музыкальных школ.

Работает коллектив очень продуктивно, в год в среднем выходит по три совершенно новые программы, за 10 лет их набралось уже три десятка. Несколько программ осуществлены совместно с камерным оркестром филармонии «Виола» под руководством заслуженного артиста Украины Олега Бахтиозина. Как отметил неизменный ведущий концертов «Септет-джаза» Александр Фаерман (кстати, доцент кафедры медуниверситета, сам более 30 лет руководивший студенческим оркестром), джаз и камерный ансамбль – довольно редкое сочетание, совершенно иное направление, чем эстрадно-симфонический оркестр.

Экспериментировать, покорять все новые высоты «Септет-джаз» любит. Например, в 2011 году принял участие в Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна», посвященном 120-летию со дня рождения композитора. Коллектив выступил совместно с Национальным камерным хором Республики Беларусь и дирижером и солистом из Нью-Йорка Айра Сполдингом, и это был уникальный «сплав». В октябре 2012 года прошел совместный концерт с музыкантами из Германии и Голландии.

«Репертуар постоянно обновляется, за это время создано более 200 оригинальных аранжировок», – говорит Александр Куслин. Во многом благодаря таким авторским аранжировкам коллектив имеет свой стиль, который стал узнаваемым.

Обновляется и коллектив – в силу объективных обстоятельств. Музыканты оканчивают учебу, заводят семьи, уезжают в другие города и страны. Естественно, им на смену приходят другие. Но есть несколько человек, играющих с самого основания. Это Александр Куслин – руководитель и тромбонист, а также Константин Полищук – саксофонист, возглавляющий в музыкальном училище джазовое отделение.

А начиналось все давно. «Мы играли в разных коллективах, постоянно где-то пересекались, – вспоминает Александр Куслин. – С Константином Полищуком играли в ВИА «Время» бывшего ДК Ленина, со Станиславом Лавриненко – в молодежном джазовом оркестре. Конечно, не могу не вспомнить Валерия Колесникова, которого, к сожалению, уже нет в живых, – известного трубача, мэтра джаза, у которого мы учились».

Дежавю

Юбилейный концерт прошел в тот же день, что и самый первый, с разницей в десятилетие, – 10 декабря. Александру Куслину удалось собрать музыкантов из первого состава, и они с радостью откликнулись, приехали из разных стран. «Сергей Иванов, который играет на фортепиано, прислал ноты из Мадагаскара, потом и сам приехал, мы успели провести одну репетицию. Еще приехали лауреаты международных конкурсов Станислав Лавриненко (труба), Алексей Чекотилов (ударные, вокал), Сергей Романюк (гитара, вокал), Борис Баклицкий (бас-гитара). Это было удивительное ощущение, когда мы снова собрались вместе. И, конечно, это чувство передалось залу», – говорит Александр Куслин.

А в нынешнем составе, кроме Александра Куслина и Константина Полищука, играют Андрей Гнатюк (фортепиано), Вадим Корнута (ударные), Данил Милка (бас-гитара), Михаил Халяпин (саксофон-альт). Вокалистка Валентина Стрелина, несмотря на то что преподает в Днепропетровской консерватории, находит время, чтобы приезжать на репетиции и концерты. Все – люди творческие, со своими идеями и находками.

Многие музыканты жалуются на дефицит нот – их у нас сейчас просто не издают. Сталкивается с этой проблемой и «Септет-джаз». Но на помощь приходит Интернет, бесплатные электронные библиотеки. И, конечно, друзья, зарубежные поездки. «Каждый раз привожу полчемодана нот», – признается Александр Куслин.

При этом сердечной болью директора музыкального училища остается вопрос совсем не творческого плана – капремонт здания, который начался еще в 2005 году. Очень многое удалось сделать в минувшем году, а сейчас он остановился на полпути из-за отсутствия финансирования. Предстоит закончить укрепление здания, работы, связанные с отоплением, электричеством, покрытием полов. Но денег не поступает, и высокому искусству приходится учить в совершенно не эстетических условиях.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий