В Донецком драмтеатре на Малой сцене поставили еще два спектакля

Первый из них – «Паника» по пьесе финского драматурга Микки Мюллюахо. Второй – «Осторожно: двери закрываются!» американского автора Николаса Э. Баэра.

Сеанс психоаналитики

Его провела творческая группа, которая осуществила постановку «Паники». А это режиссер-постановщик Василий Маслий (напомним, что, будучи главным балетмейстером театра, он уже во второй раз реализует себя как режиссер), художник Андрей Романченко и трое актеров: Андрей Ершов, Владимир Быковский и Руслан Слабунов.

Подзаголовок в названии – «Мужчины на грани нервного срыва» вполне оправдывает себя. У каждого их троих героев – свои причины для такого срыва. Дизайнера Макса бросила жена, к тому же, после того как однажды он застрял в метро, у него появился страх замкнутого пространства. Семейные проблемы у инженера Лео, а у телеведущего Йони закрыли программу. Стремясь помочь Лео, каждый из них и у себя находит те или иные комплексы. Их общение – действительно на грани нервного срыва. Здесь есть и разговор по душам за рюмкой, и не одной, и кулаки, и йога, и ритуальное сжигание одежды, и ток-шоу… Словом, не обошлось без пародии на модные способы борьбы со стрессом. А еще – без доли ненормативной лексики (хотя в финском варианте, говорят, ее гораздо больше).

«Мне интересны проблемы мужчин среднего возраста, – признался Василий Маслий. – Автор очень ярко выписал персонажей с их взглядами, которые в конце в общем-то рушатся. А насчет того, часто ли мужчины обращаются за помощью к психологу…Думаю, это постепенно входит и в нашу жизнь, не только за рубежом. Еще лет пять – и мужчины будут тратить деньги на психотерапевтов».

Актеры признались, что сеанс психоаналитики в чем-то был полезен и каждому из них. «В пьесе много линий, подводных камней», – говорит Владимир Быковский. «Самое интересное – докопаться до истины», – признается Андрей Ершов. «А какой адреналин дает игра на Малой сцене! Стараемся не допустить ни единой ошибки, ведь зритель – вот он, совсем рядом», – рассказал Руслан Слабунов.

Артисты в свои образы вжились весьма органично. А такие сценографические детали, как камера, на которую они снимают сами себя, работающий экран, Будда, окантовка сцены обертками (мусор, неразбериха не только в квартире, но и в голове), удачно дополняют действие и помогают раскрытию образов.

Сам за себя?

Постановка «Осторожно: двери закрываются!» – это случай в метро. Ее осуществил режиссер Вадим Пинский, декорации и костюмы создала Светлана Слюнкина, музыкальное оформление Михаила Хохлова. Здесь большинство молодых актеров, в том числе вокалистов, которые успешно сыграли драматические роли.

«Это проект «Молодежь для молодежи», – рассказала генеральный директор-художественный руководитель театра Наталья Волкова. – Мне всегда хотелось иметь в репертуаре такой спектакль. В чем-то подсказал мой сын, который вместе со мной видел этот спектакль в другом театре. Он в таком же примерно возрасте, как главные герои этого спектакля, и сюжет его, как говорится, зацепил. Хотелось бы, чтобы подростки как можно раньше начали осознавать себя в этом мире, этом обществе».

Также Наталья Волкова подчеркнула, что вещь эта – очень сильная эмоционально, поэтому рассчитана больше на выпускников школ, студентов. Кстати, одними из первых ее увидели курсанты ДЮИ.

Действие разворачивается в метро, где в вагоне едут двое отморозков, по-другому их не назовешь. В пьяном угаре они ищут выхода своей дурной энергии. Вначале они выбрали себе жертву – спящего пьяницу, а после того, как один из пассажиров заступился за него, стали приставать по очереди то к одним, то к другим, откровенно издеваясь над ними. Среди тех, кто, по несчастью, оказался с ними в одном вагоне, и семейные пары разного возраста, в том числе одна из них – с малышом, и друзья-солдаты, и просто обычные парни. Хулиганы держат в страхе весь вагон, никому не дают выйти на остановке. При этом попытки сопротивления окружающих – слабоватые, единичные, и этой-то разобщенностью и пользуются Джо Ферроне и Арти Коннорс (Роман Горовых и Петр Голубченко). В результате настоящий отпор дает только солдат с загипсованной рукой.

Ситуация, увы, типичная для нашего общества. А ведь написан сценарий очень давно, в 1967 году вышел фильм. Но вот какая напрашивается мысль: тогда бы эта пьеса смотрелась у нас какой-то буржуазной, а сейчас – ни дать ни взять, сцена из нашей жизни…

Молодые актеры так убедительно сыграли хулиганов, что достигли главной цели – вызвать ненависть к себе, пробудить желание у зрителей – всыпать им так, чтоб мало не показалось. А если учесть, что сценическая площадка представляет собою «метро» и зрители находятся совсем рядом, нетрудно представить себе бурю страстей в каждом. И, наверное, каждого во время спектакля посещает далеко не праздный вопрос: а как бы повел себя я сам?

Помимо разобщенности в обществе, остро чувствуется здесь и разобщенность даже близких людей, которые по сути дела одиноки. «В финале из вагона выходят разрозненные пары, у которых – одиночество. Стоило только встать вместе и сказать: прекратите! Но ведь не встали же, не сказали… Изначальная направленность этого спектакля – разговор между молодыми людьми разных субкультур, попытка построить диалог молодежи со зрителями», – рассказал режиссер.

На протяжении всего действия на сцене находятся все действующие лица. Подолгу они играют без слов, держат внимание зрителя своей энергетикой, а это ведь есть самое сложное в актерском искусстве.

По поводу того, близки ли образы самим героям. Опять-таки, в том и секрет мастерства, чтобы сыграть не себя самого, а образ, который, возможно, тебе самому отвратителен. Так, один из хулиганов, Петр Голубченко, по словам режиссера, добрейшей души человек. Кстати, его двухметровый рост создал определенные сложности при строительстве конструкции, имитирующей метро, но все обошлось.

Словом, зрители получили два новых, по-своему интересных спектакля, а актеры – прекрасную возможность проявить себя на Малой сцене, еще более повысить свое мастерство.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий