В музее Немировича-Данченко с концертом побывала группа донецких артистов

Каких-то 100 км от Донецка, и вы оказываетесь в удивительном месте – селе Нескучном, известном тем, что в нем находится музей Владимира Немировича-Данченко, выдающегося театрального деятеля, одного из основателей Московского Художественного театра. 

В гостях у реформатора

Попадая в музей, удивляешься уникальным экспонатам и энтузиазму директора музея Александра Бугаева с его совсем небольшим коллективом, которые берегут эту старинную усадьбу, сделали из нее настоящий центр культуры, поддерживают тесные связи с МХАТом (казалось бы, где МХАТ, а где Нескучное!).

Музей-усадьба Немировича-Данченко является филиалом Донецкого областного краеведческого музея. Этот дом имеет статус памятника истории и культуры и занесён в Государственный реестр национального культурного достояния Украины.

О тех, кто жил в этой усадьбе, Александр Бугаев может вдохновенно рассказывать часами. Выдающийся театральный реформатор, режиссер, театральный педагог, драматург, первый народный артист СССР Владимир Немирович-Данченко программу создания МХАТа продумал как раз здесь. Именно из Нескучного Владимир Иванович отправил письмо Константину Станиславскому, в котором писал: «Не сможете ли вы по весьма неотложному делу 19 июня 1897 года прибыть в московский ресторан «Славянский базар»?» Встреча двух реформаторов русского театра как раз официально считается началом МХАТа.

Усадьба судеб

В Нескучном творчество Немировича-Данченко достигло максимального подъема. Здесь он написал повести и романы «В степи», «На литературных хлебах», «Губернаторская ревизия», «Пекло», пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Цена жизни», «Золото», «В мечтах». Здесь он получил разрешение Антона Чехова на постановку его пьесы «Чайка».

В уникальном доме-усадьбе проживало несколько поколений выдающихся людей. Усадьба была родовым имением педагога и просветителя Николая Корфа, который жил здесь с 1856-го по 1883 год. Он много сил отдал созданию сети школ в Александровском и Мариупольском уездах Екатеринославской губернии. Его дочь Екатерина Николаевна после смерти отца унаследовала усадьбу в Нескучном и вышла замуж за Немировича-Данченко.

Экспозиция музея размещена в пяти залах и рассказывает о жизни и деятельности как Николая Корфа, так и Владимира Немировича-Данченко. Здесь находятся личные вещи этих людей, их фотографии, книги. Сохранилась даже мебель.

Можно увидеть афиши театральных постановок, костюмы актеров. Удалось восстановить многое благодаря поддержке МХАТа и прежде всего – Олега Ефремова. «В 1994 году мы с ним встречались, а в 1995 году у нас побывал внук Немировича-Данченко. А вот театральное древо – основатели МХАТа Станиславский, Немирович-Данченко, Савва Морозов, который для создания театра внес самую большую сумму – 10 тысяч, громадные деньги на то время», – рассказывает директор.

Творческий десант

Уже много лет по инициативе Александра Бугаева в музее действует клуб «У Немировича», где проходят встречи с деятелями искусства, музыкальные и литературные вечера. Недавно гостями этого клуба стали народный артист Украины, профессор музыкальной академии Станислав Савари, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки музакадемии Наталья Биджакова, аспирантка этого же учебного заведения Людмила Зиза и солистка-вокалистка Донецкой муздрамы заслуженная артистка Украины Любовь Доброноженко. В зале собрались жители Нескучного и близлежащих сел, не равнодушные к классической музыке, учителя и воспитанники местной музыкальной школы. Весь концерт был посвящен творчеству Людвига ван Бетховена и приурочен к 155-летию со дня рождения Немировича-Данченко. О жизни и творчестве великого композитора Станислав Савари рассказал так интересно, как умеет делать только он, не случайно же и его лекции в музакадемии, и музыкальные гостиные, которые он много лет проводит в Доме работников культуры, пользуются огромной популярностью. Кстати, Станислав Витальевич в 50-х годах был в Вене и играл на последнем рояле Бетховена.

Собравшиеся услышали и хорошо известные произведения Бетховена, и те, которые звучат довольно редко. Об истории создания каждого из них Станислав Савари поведал интересные факты.

Есть проблема

При всем этом всплеске положительных эмоций нельзя не сказать об условиях: здание не отапливается, нет центральной канализации, рядом с музеем разместилась база отдыха.

«Здание требует капитального ремонта, а из-за территориальных проблем мы не можем получить на это деньги – нет госакта на землю, – делится многолетними проблемами Александр Бугаев. – Надо, чтобы земля принадлежала музею – территория всей усадьбы должна быть такой, какой она была при Немировиче-Данченко».

Сегодня, когда в Донецкой области на всех уровнях говорят о необходимости развивать въездной туризм, такое отношение чиновников к уникальному музею выглядит, по меньшей мере, странно.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий