Аэропорт и железнодорожный вокзал Донецка должны быть готовы к приему гостей уже в конце апреля.
Успеют или нет – вопрос почти гамлетовский. Строители демонстрируют сдержанный оптимизм и переходят к круглосуточному режиму ведения работ. Представители власти заверяют, что все будет сдано в срок, и многозначительно поглядывают в сторону строителей. Инспекционная поездка по объектам убедительно продемонстрировала только одно – работы еще много.
Шутки и погода
Губернатора, главным образом, интересовали практические моменты. «Так, человек зашел в аэропорт, вот здесь. Куда он должен идти? Как он это поймет?», — сразу озадачил Андрей Шишацкий встречающих. Мэр Донецка вопросов почти не задавал. Ему, как строителю достаточно было осмотреть объект, чтобы сориентироваться в сроках и шансах на успех.
«Погода доставила определенные проблемы. Видите, на перроне сейчас должно быть много людей и техники, но сильные морозы – грунт промерз на полметра и более. Теперь переходим к круглосуточному ведению работ», — сетует директор аэропорта «Донецк» Валентин Паламарчук. Впрочем, он уверен, что строители задачу выполнят вовремя. Но аэропорт – не только терминал и взлетно-посадочная полоса. Нужен квалифицированный персонал. «Мы набираем людей на новый объект и дополнительно привлекаем персонал к проведению Евро 2012 – тогда пассажиропоток резко возрастет. Готовим волонтеров. Постоянный персонал к марту примем на работу и будет сто процентов штата. К 1 мая они уже будут полноценно выполнять свою работу», — пообещал Паламарчук. «27 апреля вводим аэропорт в эксплуатацию, какое первое мая?», — напомнил о дне «Ч» мэр Донецка Александр Лукьянченко. «Значит, до 27 апреля», — согласился директор аэропорта.
Все будет работать
«Вторая проблема – привлечение волонтеров. У нас уже заключены договора с ВУЗами. Сейчас студенты привлечены на тесты, а потом будут работать в терминале», — рассказывал директор аэропорта. По его словам, тестовая максимальная загрузка терминала на вылет пока еще не соответствует нормативам («засекаем на секундомере» — рассказывал он), но уже через неделю этот вопрос будет закрыт. Тестировать на прилет пока не получается – незакончен перрон с той стороны. «У нас есть пятьдесят суток для того, чтобы выйти на необходимые параметры. 27 апреля аэропорт введем в эксплуатацию и все будет работать», — уверенно подвел черту под дискуссией Александр Лукьянченко. Мэр несколько секунд уверенно смотрел на журналистов, потом повернулся к директору аэропорта. Валентин Паламарчук не так уверенно, но кивнул в знак согласия. Мол, к 27 апреля все будет отлично. И тоже улыбнулся.
Обмен взглядами привлек внимание губернатора. «В финальную стадию входит подготовка к Евро 2012. Вы видите здесь мэра Донецка, председателя облсовета и меня, как губернатора. Мы постоянно сопровождаем процесс, работы еще много, все под контролем», — со значением сказал губернатор. Директор аэропорта перестал улыбаться и вздохнул. Похоже, график действительно жесткий и соблюдать его трудно. Но кто же знал, что в феврале будут морозы? И снег этот…
Масштабы нового терминала действительно впечатляют. Старый аэропорт в сравнении с новым – придорожное кафе. Вот только большое количество стеклянных перегородок нужно будет покрасить или как-то сделать более заметными. Некоторые рассеянные журналисты на них натыкались, пытаясь пройти насквозь. Автор – дважды.
Билеты и цены
Догнав на лестнице в зоне прилета мэра Донецка я не выдержал и спросил о наболевшем: «Аэропорт красивый, но вот билет до Киева стоит от 800 до 1,5 тысяч гривен. Дороговато для дончанина. Как с этим вопросом быть? А то аэропорт – для кого?»
«Конечно, дороговато. Я считаю, что билет должен стоить на 10% — 15% дороже, чем на поезд. Не более. Есть несколько способов сделать авиаперелеты доступными для всех. Первый – самый важный. Повышать благосостояние наших людей. Зарплаты из тени нужно выводить. Но и с ценами нужно что-то делать. Возможно, авиакампаниям стоит активнее использовать отечественные самолеты. Потому что летают Боинги, а их обслуживание обходится очень дорого. Когда были доступные билеты, летали другие самолеты. Есть над чем работать», — считает Александр Лукьянченко.
Железная дорога
Готовность вокзала в Донецке проверяющие оценили, как более высокую. Хотя и тут работы идут полным ходом. Освоено уже 750 млн., осталось 300 млн.. И те же два месяца срока – то есть шестьдесят дней. Работы идут в две смены. «Вокзал строят со скоростью 50 млн. в день», — пошутил кто-то из коллег. Перестроят и привокзальную площадь. На месте трамвайного кольца будет громадная автопарковка. В стандартном режиме вокзал пропускает порядка 20 – 22 тысяч пассажиров. По прогнозам УЕФА во время чемпионата эта цифра возрастет до 30 – 35 тысяч в сутки. На эту нагрузку и рассчитан новый проект.
«Понятно, что та готовность, которая есть на сегодня, не устраивает ни руководство области, ни мэра города, ни нас. Мы вынуждены сегодня работать в две смены, чтобы закончить все основные работы до марта», — говорит главный инженер строительства Александр Филатов. Но заверяет, что к 27 апреля все будет закончено. «Мы должны извиниться за неудобства, которые сейчас приносим всем пассажирам. Я думаю, что с конца апреля все объекты будут функционировать в проектном режиме. Железнодорожникам легче, так как здесь персонал работает со строителями и все происходит гораздо быстрее», — добавил мэр Донецка.
Ян Грабовский