«Уважаемые пассажиры! 17 декабря с 16.00 до 18.00 с автовокзала «Южный» не будут осуществляться перевозки пассажиров. Это предупредительная акция протеста против рейдерского захвата….»
Такое объявление звучало каждые 10 минут не только на «Южном», но и на «Западном» – Донецкое областное предприятие автобусных станций (ДОПАС), владеющее почти всеми автостанциями региона, таким образом выразило протест против группы лиц. Как говорят в ДОПАСе – “во главе с депутатом Донецкого облсовета Сергеем Белогородским, начальником Налоговой службы Украины в Донецкой области Вадимом Бондаренко и народным депутатом Верховной Рады Украины Александром Бобковым в попытке незаконной смены руководства предприятия”. Вышеуказанные лица обвиняются ДОПАСом в намерении завладеть бизнесом автотранспортных перевозок в Донецкой области. «В ходе незаконных обысков, проведенных в нарушении всех процессуальных норм, изъяты практически все бухгалтерские и налоговые документы, компьютеры и печати предприятия, – заявляет директор компании ООО «ДОПАС» Елена Бордюгова. – Параллельно с подобными действиями госорганов, учредителям ДОПАСА угрожают криминальные структуры…»
Директор ООО «ДОПАС» также подчеркнула, что из-за подобных действий междугородние автобусные перевозки на Донбассе могут полностью прекратиться к новогодним праздникам. «Если власть не вмешается в ситуацию, 31 декабря к своим семьям и родственникам не смогут доехать более одного миллиона жителей Донбасса», – указывается в обращении Бордюговой. – Более 500 работников предприятия поставлены на грань выживания и со дня на день готовы начать бессрочную забастовку…»
В понедельник, 17 декабря, была проведена 2-часовая «генеральная репетиция» акции протеста. Ни один автобус не уехал с автовокзалов и ни один не был допущен к платформам, а разъяренные замерзшие пассажиры спешно перекраивали свои маршруты.
Впрочем, к их услугам были множество частных и не совсем легальных перевозчиков, которым в этот вечер улыбнулась удача – такого аншлага они не ожидали. «В Мариуполь!» – покрикивали на платформах водители и недостатка в желающих не было. По некоторым данным, цены у частных извозчиков формировались на ходу: 1 км – 1 гривна с пассажира.
Радио исправно транслировало сообщение о предупредительной забастовке и предлагало всем желающим обратиться за разъяснениями в Донецкий областной и городской советы. «А мы звонили, – рассказали журналисту «МГ» люди в очереди. – Там удивились, сказали «спасибо» за информацию и добавили, что не в курсе событий вообще».
Перед закрытыми кассами в помещении автовокзала «Южный» колыхалась недовольная очередь. Половина касс работает до 18.00 и продлевать свой рабочий график из-за каких-то забастовок кассиры не собирались, посылая желающих в кассы на улице. Первым после окончания акции протеста на «Южный» пришел автобус на Докучаевск, отправлявшийся через 10 минут – и надо было видеть метавшихся пассажиров, которые не знали, где купить билет и надо ли вообще его покупать в свете последних событий.
Продавцы чая, кофе и прочего фаст-фуда тоже поделились впечатлениями, наливая журналистам «МГ» кофе за 6 грн. при обычной цене в 3 грн: «Пока бизнесмены отношения выясняют, люди их не интересуют…»
Действительно, очень похоже, что об интересах пассажиров в данной ситуации никто не подумал. Продержать огромное количество народу в час пик при 15-градусном морозе в неотапливаемом зале ожидания, где кучкуются бомжи, затем устроить непонятный аттракцион «Угадай, в какой кассе можно купить билет и будет ли автобус» – это так по-нашему…
При этом ни один сотрудник автостанции не удосужился посыпать песком скользкую ото льда плитку на крыльце здания автовокзала, отделавшись вывешенной бумажкой с предупреждением «Осторожно, скользко!» Пассажиры с чемоданами и мешками демонстрировали чудеса акробатики и ловкости, кляня бывших, настоящих и будущих владельцев на чем свет стоит.
ООО «ДОПАС», судя по их собственной информации, надеялось заручиться поддержкой пассажиров и обратить внимание местных властей на сложившуюся ситуацию. Если 31 декабря перевозчики вновь оставят дончан без пригородного сообщения, то ни о какой поддержке и говорить не придется.
Яна ТКАЧЕНКО