Попытка стать соавтором произведений медальерного искусства Ефима Харабета пресечена судом

Впервые в Мариуполе защита авторских прав на произведения искусства перешла в плоскость судебного разбирательства. Предмет конфликта: авторские права на произведения медальерного искусства заслуженного деятеля искусств Украины, почетного гражданина Мариуполя Ефима Харабета. Противоборствующие стороны: его вдова, народная артистка Украины, почетный гражданин Мариуполя Светлана Харабет (Отченашенко) против художника-гравера Виктора Узбека и Мариупольской организации Национального союза художников Украины (НСХУ). Решение Жовтневого районного суда оставлено без изменений Апелляционным судом Донецкой области и вступило в законную силу. Виктору Узбеку запрещено опубликование в Украине и других государствах в изданиях, сети Интернет и другим способом произведений медальерного искусства Ефима Харабета без согласия Светланы Харабет. В удовлетворении встречного иска Виктора Узбека суд принял решение отказать.

КОГДА сегодня, девять лет спустя после смерти Ефима Викторовича, листаешь «Альбом медалей работы Е. Харабета», изданный Национальным союзом художников Украины в 1999 году, в очередной раз попадаешь под несокрушимое временем обаяние творческой индивидуальности автора. Это круг Харабета. С его романтикой мироощущения, утонченностью, мягким юмором, уникальными познаниями в области истории и культуры. С его способностью лаконичными средствами на узкой территории медали в точных и емких символах передать все существо таких явлений, как Достоевский, Пастернак, Ахматова, Цветаева, Высоцкий и множество других. Творческое наследие нашего выдающегося современника – это более пяти сотен медалей и плакет, тысячи рисунков и эскизов, знаков и значков.

Наша справка: Ефим Викторович Харабет (29.07.1929 г. – 8.03.2004 г.) – один из ведущих медальеров Украины, заслуженный деятель искусств Украины, почетный гражданин Мариуполя, автор герба Мариуполя и Большого герба Донецка, первого в истории независимой Украины наградного знака – «Почетного знака отличия Президента Украины». Член Всемирной федерации медальерного искусства (ФИДЕМ), участник более полусотни выставок, в том числе зарубежных – в Венгрии, Египте, Италии, Польше, Франции, Финляндии и ряде других стран. При жизни автора состоялись десять его персональных выставок, из которых пять – за рубежом. Авторские работы Харабета являются достоянием всемирно известных музеев и выставочных залов, среди них: Государственный Эрмитаж (г. С.-Петербург), Государственный исторический музей, Государственный музей театрального искусства (г. Москва). На родине художника, в Мариуполе, в 2007 году открыт Музей медальерного искусства имени Е. Харабета в Центре современного искусства и культуры имени А. Куинджи.

При жизни Мастер как автор произведений и в зависимости от избранной им техники привлекал к своей работе целый ряд исполнителей: граверов, литейщиков, гальванопластиков. То есть Харабет вначале рисовал эскиз будущей медали, потом лепил ее объемную модель из пластилина или отливал из гипса. После этого, если речь шла о штампованной медали, граверами вырезался штамп, над которым снова работал Харабет, контролируя его соответствие своему замыслу и доведение до окончательного образца, а далее штамп передавался на завод для штамповки медалей.

Мастер использовал и другие техники: например, литье медалей. Кстати, признанный эксперт в области медальерного искусства, заслуженный деятель науки и техники Украины Юрий Барштейн (г. Киев) в свое время среди всех исполнителей Мастера особо отмечал литейщика Ивана Сазонова, «точное литье которого придавало прекрасным произведениям Е. Харабета законченность, а медалям и плакетам в итоге высокую культуру». В знак признательности Харабет своему литейщику Сазонову посвятил медаль в честь 70-летия со дня его рождения.

БЫЛ среди исполнителей, работавших с Ефимом Викторовичем длительное время, и художник-гравер Виктор Узбек. Разумеется, ни Узбек, ни Сазонов, ни какой-либо другой гравер, литейщик или гальванопластик при жизни Харабета ни на какое соавторство с ним не претендовали. В книгах, каталогах, альбомах, на выставках – везде и всюду, где были представлены работы Мастера, в том числе во «Всемирной истории искусств», изданной Лейпцигским университетом, значится единственный автор – Харабет.

Но нет пророков в своем Отечестве. В один прекрасный день, 5 марта 2011 года, когда Мастера семь лет уже не было на этом свете, один прекрасный гравер, Виктор Узбек, в Центре современного искусства и культуры имени А. Куинджи открыл свою персональную выставку.

Рассказывает Светлана Харабет: «Придя с цветами на открытие, я увидела, что девяносто процентов экспозиции под именем г-на Узбека состоит из работ Ефима Харабета. Имени Харабета нет нигде, тогда как эти же работы Харабета экспонируются в соседнем зале Музея медальерного искусства. Г-н Узбек так вошел во вкус автора медалей, что в дальнейшем фотография Большого герба Донецка, к которому он не имеет отношения даже в качестве гравера, появляется в прессе с подписью: В. Узбек. Под своим именем он выставляет медали Харабета в «Арт-Донбассе», раздает интервью, где ни словом не упоминает настоящего автора.

Но все это было потом. А тогда, 5 марта, я не стала устраивать скандал, не стала приглашать прессу пройти в соседний зал, чтобы убедиться в подлоге. У меня хватило сил только на то, чтобы выскочить оттуда как ошпаренная, добежать до театра и вызвать врачей».

Спустя пять дней, едва отойдя от пережитого потрясения, Светлана Ивановна написала письмо председателю
Мариупольской организации НСХУ Сергею Бараннику, в котором не требовала закрыть выставку Виктора Узбека, но просила дать оценку и пресечь дальнейшее развитие ситуации: «Я полагала, что в правлении профессионалы и они понимают, что такое авторство. Но потом Сергей Алексеевич перезвонил и сказал, что они приняли решение, чтобы не обижать Виктора Спиридоновича, считать его соавтором Харабета. После этого я поняла, что дальнейшие мои ходы требуют юридического обеспечения».

НАРОДНАЯ артистка Украины обратилась к патентному поверенному. И в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» Государственная служба интеллектуальной собственности Украины зарегистрировала авторское право на книгу «Альбом медалей работы Е. Харабета» и на сборник произведений «Каталог авторских работ Е. В. Харабета», где автором произведений указан исключительно Харабет Ефим Викторович. Законной наследницей автора, в частности его прав на произведения в медальерном и фалеристическом жанрах, является Светлана Харабет, и этот факт подтвержден нотариально.

«После прохождения всех процедур, как и было обещано в письме к Сергею Бараннику, я обратилась в суд.
Признаюсь честно: мне не хотелось. Но единственный итог жизни Харабета – это его работы и профессиональное имя. Украсть работы, присвоить соавторство – это все равно, что украсть его жизнь», – говорит Светлана Харабет.
А что Виктор Узбек? Художник-гравер, член НСХУ обратился в суд со встречным иском о признании своего соавторства, а также о признании недействительным свидетельства о регистрации авторского права Харабета.
«На протяжении продолжительного времени (1973-2000 гг.) я работал вместе с Харабетом Ефимом Викторовичем, во время совместной работы был создан ряд произведений медальерного искусства, большинство из которых указано в сборнике произведений «Каталог авторских работ Е. В. Харабета» и книге «Альбом медалей работы Е. Харабета». Харабет Ефим Викторович создавал лишь эскизы данных произведений, которые я как гравер исполнял, поэтому считаю невозможным считать только Харабета Е. В. автором указанных произведений», – говорится во встречном исковом заявлении Виктора Узбека.

МАРИУПОЛЬСКАЯ организация НСХУ в суде приняла сторону Узбека. Почему? В комментарии для «ПР» Сергей Баранник рассказал: «Потому что живы свидетели того, как все это происходило. Делалось это все совместно с Узбеком Виктором Спиридоновичем.

Замечательно все, что сделал Ефим Викторович, тому есть подтверждение и в музейных экспозициях. Но то, что положено отдать дань и должное Узбеку Виктору Спиридоновичу, наверное, нужно так и сделать – отдать дань ему. И он настаивает на том, что только те работы, которые он гравировал, он просит, чтобы было написано два автора: автор эскиза – Ефим Викторович, а автор гравюры – Виктор Спиридонович». То есть аппетиты гравера поубавились: уже не автором, каким он представил себя на выставках в Центре имени А. Куинджи, «Арт-Донбассе» и в прессе, но хотя бы соавтором он просит признать в суде.

Почему эти вопросы не решались Узбеком при жизни Харабета? «На тот момент эта тема не возникала вовсе: они работали и работали, все знали, и мы знали, что они работают вместе. Один предлагает эскиз к исполнению, второй гравирует. Никому и в голову не приходило в те времена, что все это надо делить. На мой взгляд, неверно было со стороны Светланы Ивановны в конфликтной ситуации выяснять через суд, кто прав, кто не прав. Я помню слова, и не только я, Ефима Викторовича, который говорил: «Как мне повезло по жизни, что на моем пути встретился Узбек Виктор Спиридонович и я смог реализовать с его помощью свои идеи», – рассказал Сергей Баранник.

«Но не о соавторстве же Харабет говорил! – комментирует для «ПР» Александр Шпак, член НСХУ, осмелившийся пойти против течения и поддержать в суде Светлану Харабет. – Когда гравер через семь лет после смерти автора выставляет его работы как свои собственные, это нонсенс. Претензии на соавторство нужно решать, пока жив автор. В противном случае в соавторы можно записать кого угодно: взять, к примеру, рисунок великого Дюрера, написать по нему картину и записать его к себе в соавторы.

Быть соавтором медалей Харабета, которые хранятся в Эрмитаже, – это, конечно, круто, но, мягко говоря,
неправильно. И вот еще такой момент: Харабет в своем творчестве невероятно разносторонний, разноплановый, он охватил практически все техники медальерного искусства. Сохранилось множество его рисунков, слепков, набросков, медалей, выполненных в разных формах, как литье, так и чеканные медали. А Узбек – это гравер, и все, что он сделал, – это продукт граверного мастерства, не более того. Он хороший гравер, но никак не соавтор, а тем более не автор медалей Харабета».

Юрий Шевяков, художник-медальер, скульптор, представитель ФИДЕМ в Украине, оказался второй «белой вороной» в НСХУ: «Я считаю, что автор медалей – Ефим Викторович Харабет. Автор не всегда может воплотить свою идею, для этого ему нужен исполнитель – гравер. Ефим Викторович работал со многими граверами, дольше всего – с Виктором Спиридоновичем Узбеком. Но во всех случаях именно Харабет являлся автором своих медалей». Владимир Зайка, член Всеукраинской ассоциации патентных поверенных, заместитель главного инженера – начальник отдела интеллектуальной собственности НТК ЧАО «Азовэлектросталь», рассказал для «ПР»: «Авторство в соответствии с законодательством, и международным, и украинским, и российским, начинается с момента создания произведения. Этим моментом считается дата, когда произведение автора обнародовано, опубликовано, предано публичной гласности. В случае с Харабетом дата публикации книги «Альбом медалей работы Е. Харабета» – это дата возникновения его авторских прав. И здесь ни в каких судах – ни городских, ни международных – никто не сможет это опротестовать. Что касается соавторства, то оно определяется договором, подписанным между авторами. Никакого договора между Харабетом и Узбеком в природе не существовало. Никаких иных документов, подтверждающих соавторство, Узбек и Баранник в суде не предоставили. По закону авторское право действует в течение жизни и семидесяти лет после смерти автора. То есть Светлана Ивановна и наследники Ефима Викторовича в течение семидесяти лет после его смерти будут пользоваться его авторскими правами и защищать их от нарушений».

СУД, принимая решение в пользу Светланы Харабет, руководствовался в том числе постановлением Пленума Верховного Суда Украины о применении судами норм законодательства в делах о защите авторского права. Постановление это, в частности, определяет, что лица, которые предоставили автору техническую помощь, не могут признаваться соавторами произведения. А также: «При рассмотрении споров о соавторстве на произведение, которое составляет одно неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях, письмах и так далее».

А что далее? Сергей Баранник по-прежнему считает: «Союз художников принял объективное решение: отстаивать интересы Узбека Виктора Спиридоновича. Союз художников придерживается такого мнения, что если суд принимает решение, то это право суда принимать то или иное решение. А на взгляд Союза художников, все же надо идти Узбеку Виктору Спиридоновичу дальше и доказывать, что он прав». Виктор Узбек «пошел дальше» и обратился с кассационной жалобой в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

«Союз художников – организация серьезная, солидная, – говорит Светлана Харабет. – Но почему они борются со мной – немолодой и не очень здоровой женщиной, ради чего? И почему они так предают человека, который с ними прошел большой путь? Был членом республиканского правления Союза художников, председателем Донецкого художественного фонда, построил здание мастерских на улице Черноморской, был просто полезен многим – и никому не перешел дорогу, никого не обидел… Они совершили подлость и теперь хотят, чтобы эту подлость узаконили и разрешили продолжать ее дальше. Но, слава Богу, я пока жива, есть три сына Харабета. Мы будем сражаться до последнего патрона. До любой, самой высшей европейской инстанции. Мы не позволим украсть у Харабета жизнь».

Семья Харабет благодарит всех, кто помог в защите авторского права Мастера, в особенности – заслуженного
юриста Украины Геннадия Конышева. Сегодня, когда международные организации признают Украину одной из стран, где в наибольшей степени нарушаются авторские права, решение суда в Мариуполе имеет большое значение не только для семьи Мастера, но и для репутации нашей страны: в Украине защитить и отстоять авторские права – можно!

22.05.2013 | Людмила КУДРИНА | Приазовский рабочий (№35, 15.05.2020)

Добавить комментарий