«Рогатая» математика. Пассажиров горэлектротранспорта все больше, а денег – меньше

На минувшей неделе Главное управление статистики в Донецкой области обнародовало информацию о сложной ситуации в городском электротранспорте региона: подвижной состав изношен, убытки от перевозок растут. На общем фоне негативной статистики Донецк выглядит наиболее оптимистично.

Полку троллейбусов прибывает
Так, в городах Донецкой области, за исключением областного центра, 96% трамваев и 78% троллейбусов перевозят пассажиров уже более 15 лет. В прошлом году трамвайный парк не обновлялся, при этом списано было только 18 вагонов.
В отличие от трамвайного парка, с троллейбусами ситуация более радужная. Парк «рогатых» в области насчитывает 525 машин, и за год он увеличился на 66 единиц (поступило 88, выбыло 22 троллейбуса).
Особенно это заметно на примере Донецка. За 2011 год в городе появилось 83 новых троллейбуса, что составило почти треть всего парка. Транспорт приобретался за счет бюджетных средств. Одновременно в областном центре было списано 14 троллейбусов и шесть трамваев.
Поступление новых машин для троллейбусных маршрутов Донецка продолжается и с начала 2012 года. Как сообщил «МГ» директор «Донецкэлектроавтотранса» Владимир Захаров, в этом году поступило 17 новых троллейбусов. По трамвайному обновлению пока похвастаться не чем. «Важно, что мы сохранили базу, трудовой коллектив, ресурсы», – считает Владимир Захаров.
Тем не менее, по информации Облстата, в Донецке более 15 лет используются 81% трамваев и 51% троллейбусов.

Финансы поют романсы
На примере цифр статистики констатируют, что финансовое положение горэлектротранспорта области остается плачевным. «Проблемой является также то, что значительные средства требуются для покрытия затрат на перевозку льготников, которые составляют 70% всех пассажиров электротранспорта», – отмечается в информации Облстата. Бюджетные дотации предприятиям электротранспорта возросли в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 15% и составили 250 млн.грн., что позволило компенсировать 65% расходов на перевозку пассажиров. Это в 2,6 раза больше выручки от продажи билетов, которой было достаточно для покрытия лишь четвертой части затрат.
При этом убытки от перевозок трамваями и троллейбусами в целом по области составили 39 млн.грн., что по сравнению с 2010 годом вдвое больше.
О финансовых проблемах горэлектротранспорта свидетельствуют также данные об изменениях доходов и расходов в длительной динамике. По сравнению с 2000 годом эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров возросли в области в 3,6 раза, бюджетные дотации – в 8,7 раза, а доходы от продажи билетов – в 1,8 раза. «Очевидной является необходимость изменить подходы к льготам, которые устанавливаются на государственном уровне», – делают вывод статистики.
По словам Владимира Захарова, это проблема действительно актуальна, ведь сегодня 26 категорий льготников, кроме пенсионеров, которые имеют право на бесплатный проезд.

Арина Родина

Справочная «МГ»:
По данным управления статистики, в первом квартале 2012 года городским электротранспортом Донецкой области воспользовались 82,2 млн. человек. В 2011 году число пассажиров горэлектротранспорта области увеличилось на 5,5% и составило 352,7 миллиона.

Добавить комментарий