Лукашенко мечтает стать президентом морской державы

В Белоруссии уверены: новый порт на Днепре выведет страну в Черное море и озолотит страну

В Белоруссии планируют построить порт на Днепре в Гомельской области, чтобы с его помощью получить выход через территорию Украины к Черному морю. Об этом, по информации БЕЛТА, рассказал посол Белоруссии в Турции Андрей Савиных.

«Наши турецкие партнеры рассматривают возможность строительства порта в Нижних Жарах Брагинского района Гомельской области, который превратит Белоруссию в морскую державу», — заявил Савиных во время визита турецкой делегации в Гомель. Белоруссия рассчитывает, что речной порт на границе с Украиной позволит использовать суда класса «река-море» для выхода на морские просторы.

«У нас появятся экспортные возможности, о которых мы и мечтать не могли. Убеждён, что благодаря этому порту Гомельская область станет одним из главных двигателей экономического роста для всей Белоруссии в целом», —нарисовал перспективы Савиных.

Предполагается, что основной объём грузооборота обеспечат нефтепродукты с расположенного неподалеку от Гомеля Мозырского НПЗ и продукция со строящегося «Беларуськалием» в Гомельской области Петриковского горно-обогатительного комбината.

— Что касается амбиций Минска стать морской державой, то тут, скорее, выдаётся желаемое за действительное, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — Реальной работы по созданию глубоководного речного пути, который бы мог вывести Белоруссию в число морских держав, не ведётся. Хотя теоретически это вполне возможно. Ничего удивительного в морских флотах принципиально сухопутных держав нет. Есть свой флот у Швейцарии. Свой торговый флот, причём довольно внушительный, появился и у далёкой от Мирового океана Монголии. Она ввела льготные налоговые условия для владельцев торговых судов со всего мира — и вот результат.

Что касается Белоруссии, то в географическом отношении никаких серьёзных препон у неё стать морской державой нет. В советское время Белоруссия, помимо выхода в Чёрное море через Днепр, имела водный выход на Запад, через систему каналов до Бреста и далее в бассейн европейских рек.

В те времена из Белоруссии калийные удобрения, на которые был большой спрос в Азии и Северной Африке, шли на баржах с небольшой осадкой до морских портов Херсона, Николаева, Усть-Дунайска. Там белорусские калийные удобрения перегружались на морские суда. Такая логистика была удобна, поскольку и Белоруссия, и Украина были частью Советского Союза. Но тогда это не были морские поставки. Они даже не подпадали под классификацию «река-море», которую Россия и сейчас широко использует в системах Волго-Донского или Беломорского канала.

Я в своё время имел отношение к системе водных перевозок по Днепру и хорошо знаю эту специфику. Грузы из Турции, Болгарии, Италии и других стран приходили водным путём по Днепру.

«СП»: — Что же сейчас мешает Белоруссии воспользоваться путём «река-море» благодаря Днепру?
— Грустная реальность для Минска состоит в том, что на Украине речное судоходство находится в чудовищном упадке. Глубоководный путь, существовавший по Днепру до Киева в советское время, сейчас де-факто утерян. Выше экс-Днепропетровска суда с большой осадкой не поднимаются. Поэтому планы о превращении Белоруссии в морскую державу — больше маниловщина, помноженная на политический пиар. Те, кто сейчас вовсю пытаются доказать перспективность этих планов, либо нацелены на распил бюджета, либо не понимают, с каким объёмом дноуглубительных работ придётся иметь дело. Надо будет осуществить работы, как минимум, на протяжении 600 километров речного пути от границы Белоруссии до существующего глубоководного фарватера, который ещё сохранился на Днепре.

«СП»: — Кроме того, Минск показывает себя не самым лучшим союзником России, анонсируя столь грандиозные планы, связанные с Киевом, который объявил нашу страну агрессором. Получается как в поговорке «ласковый теляти двух маток сосёт»…
— В данном случае я бы не преувеличивал беспринципность именно руководства Белоруссии. В наше время принцип — экономика и прибыль превыше всего — демонстрируют очень многие государства. И этот принцип очень плохо сочетается с такими категориями, как нравственность, мораль или союзнический долг. Достаточно вспомнить, что Российская Федерация сегодня является крупнейшим торговым партнёром Украины, в том числе по поставкам угля.
Что же касается союзнических отношений России и Белоруссии, то проект совместного государства, как мы знаем, сейчас фактически поставлен на паузу. Многие изначальные инициативы так и остались на бумаге. Кое-какие соглашения достигнуты лишь в сфере экономики. Можно считать, что это исключительно преференции России в отношении Белоруссии. Но, на мой взгляд, от общего рынка выигрывают обе стороны.
Удалось упростить режим пребывания граждан России и Белоруссии на территории обеих стран. Однако и тут, насколько я знаю, белорусы, приезжая в Россию, не могут рассчитывать на бесплатный медицинский минимум и прочие социальные льготы, доступные россиянам. Либо же получают их с очень большим скрипом. То же самое можно сказать и о россиянах, приезжающих в Белоруссию. Между тем, это было бы очень легко сделать. Поскольку белорусы и русские, ментально, абсолютно близки, а от свободы передвижения трудовых ресурсов в данном случае выигрывают обе стороны. На фоне замороженного Союзного государства сложно говорить о том насколько этично поступает Минск, планируя расширить сотрудничество с Киевом.

«СП»: — При всём том, сложно представить, чтобы кто-то из союзников США, к примеру, начал активное экономическое сотрудничество со страной, которая официально объявила Вашингтон агрессором…
— Даже Украина умудрилась передать ракетные технологии КНДР.

«СП»: — Это полукриминальная история, Киев официально не заявлял, что собирается сотрудничать с Пхеньяном.
— Поскольку официально ни Россия, ни Украина не объявляли друг другу войну, то с юридической точки зрения никто не мешает Лукашенко налаживать экономические связи с «незалежной». Ещё раз повторяю, понятие мораль в современной политике и экономике — вещи весьма эфемерные.

«СП»: — Можно, конечно, сказать, что Германия тоже сотрудничает с Россией в энергетической сфере, несмотря на то, что они союзники по НАТО с США. А США очень бы не хотели, чтобы у Берлина и Москвы были свои деловые отношения. Но Германия, по крайне мере, экономически вполне может существовать и развиваться без поставок беспошлинной нефти из-за океана.
— Россия имеет свои выгоды от того, что Белоруссия не становится на откровенно антироссийские позиции. Пока Минск не повернулся лицом на Запад, сохраняется надежда на более плотную интеграцию России и Белоруссии. Другое дело, что две страны уже много лет находятся в положении «немножко беременных» в плане создания Союзного государства. В политике ничто не может быть статичным. Любой процесс должен либо развиваться, либо он начинает затухать и терять актуальность. Это мы и наблюдаем в отношении Союзного государства России и Белоруссии. Если не искать каких-то новых форм интеграции, никакого совместного государства мы не построим.
Уже сейчас мы слышим заявления Лукашенко, в которых звучат завуалированные мысли о том, что Белоруссии надо искать свой путь, сближаться с Западом. Это очень опасные тенденции. И тут вопрос той гибкости и одновременно жёсткости российской политики, которая могла бы оставить Минск в зоне влияния Москвы. Не обязательно речь должна идти о постоянных безответных экономических преференциях Белоруссии. Где-то можно, как это, кстати, делают периодически США, поставить под сомнение некоторые виды помощи, чтобы Минск, например, осознал, насколько ему важны льготные поставки нефти и газа из России. Однозначных рецептов тут нет, должна активизироваться кропотливая работа политиков и дипломатов.

Алексей Полубота. Свободная Пресса

Добавить комментарий