Массированный авиаудар по России отменяется

Ракета Р-37М способна ослепить «стаю» самолетов НАТО

Российские ВВС обладают ракетой «воздух-воздух» большой дальности, которая способна поразить любой самолет на планете, включая существующие истребители пятого поколения. По сведениям западного интернет-издания Strategic Culture, это Р-37М, разработанная в КБ «Вымпел». Она уже используется на перехватчике МиГ-31БМ и многоцелевом истребителе Су-35С. Оснащены ею и истребители пятого поколения Су-57.
Ракета не имеет в мире аналогов, существенно опережая подобное натовское вооружение по целому ряду параметров. Ее дальность достигает 300 км, а скорость на финальном участке траектории равна 6 М. То есть ракета гиперзвуковая. В США намеревались существенно усилить семейство аналогичных ракет AIM-120, чтобы хотя бы сравняться с российским аналогом. Однако совсем недавно принятая на вооружение и активно внедряющаяся в военную авиацию модификация AIM-120D способна улетать лишь на 180 км, а ее максимальная скорость дотягивает лишь до 4 М.
Надо сказать, что не только Strategic Culture бьет тревогу в связи с резким повышением угрозы для американской, а также для натовской авиации в связи с появлением нового изделия КБ «Вымпел». Минувшим летом The National Interest предрек крах стратегии ВВС США по совершению массированных воздушных атак. Такие операции, в которых участвуют десятки и даже сотни самолетов, невозможны без слаженной работы авиации обеспечения. К ней в первую очередь относятся топливозаправщики и самолеты АВАКС. Эти машины, построенные на базе гражданских авиалайнеров, представляют собой прекрасные мишени для ракет «воздух-воздух», поскольку тихоходны и, что называется, неповоротливы.
Однако и топливозаправщики, и АВАКСы прекрасно защищены силами собственной истребительной авиации. Но Р-37М запускаются с безопасного расстояния для их носителей. В случае парализации работы вспомогательной авиации нанесение массированных авиаударов становится невозможным. Прекрасную мишень представляют собой старинные бомбардировщики В-52, а также вполне современные разведчики и противолодочные самолеты «Посейдон».
Испытания ракеты Р-37М, известной также как РВВ БД (ракета «воздух-воздух большой дальности»), начались в 1988 году. Проект долго буксовал в связи не только со скудным финансированием в 90-е годы, но и из-за того, что украинские предприятия не смогли выполнить заказ на создание и производство ряда комплектующих, использующихся в системе наведения. КБ «Вымпел» пришлось решать эту задачу самостоятельно. При этом была усовершенствована не только эта система, но и ряд других. На вооружение Р-37М приняли в 2014 году.
Прежде всего, она создавалась для истребителя-перехватчика МиГ-31, который используется в системе ПВО. Во время испытаний ракета доказала способность перехватывать не только истребители, но и крылатые ракеты. Именно для борьбы с «Томагавками» и с их авиационными носителями и была разработана РВВ БД, пришедшая на смену ракете Р-33. Оказалось, что спектр решаемых при помощи Р-37М задач, значительно шире. Как было сказано выше, ракета может эффективно использоваться не только для перехвата ракет и самолетов, вторгающихся в воздушное пространство страны, но и в воздушных боях на дальней дистанции.
Что в этой ракете интересно, кроме рекордной дальности? Двухрежимный экономичный двигатель. На маршевом участке он поддерживает скорость порядка 2−3М. После захвата ГСН цели, включается форсажный режим, который увеличивает скорость до 5−6М.
Возникает вполне естественный вопрос: как может РЛС самолета, вооруженного сверхдальнобойной ракетой, обнаружить цель на расстоянии 300 километров? Если это, скажем, не обладающий громадной эффективной площадью рассеяния бомбардировщик или топливозаправщик, а крылатая ракета с ЭПР порядка 0,1 кв.м. или самолет-невидимка.
Дело в том, что перехватчик МиГ-31БМ использует информационное поле системы ПВО, на которую завязана сеть радаров обнаружения и РЛС зенитно-ракетных корпусов. Также в обнаружении и сопровождении целей могут принимать участие самолеты ДРЛОиУ. Поэтому самолет, получивший информацию о местоположении цели, о ее скорости и направлении полета, направляет ракету, не видя цели при помощи своей РЛС, в район ее нахождения. Впрочем, крупные цели, у которых ЭПР в районе ста квадратных метров, все носители Р-37М способны обнаружить самостоятельно и навести на них ракету.
Большая часть полета совершается под управлением инерциальной системы. При этом возможна радиокоррекция полета в случае совершения целью маневра по изменению направления или высоты полета.
За энное количество километров до цели (этот параметр держится в секрете) происходит ее захват активной радиолокационной головкой самонаведения. Известно, что угол захвата у ГСН лежит в диапазоне +60 гр./-60 гр. То есть поиск цели при приближении к ней имеет высокую вероятность оказаться результативным.
Может возникнуть и еще один вопрос: как РЛС ракеты, которая заведомо слабее наземных РЛС, может обнаружить «самолет-невидимку»? Дело в том, что максимальной невидимостью такой самолет обладает, если его облучают точно «в лоб», то есть во фронтальной проекции. Если же ракурс смещается, то невидимость стремительно падает. Поэтому и истребители пятого поколения вполне могут стать добычей «Стрелы» — как РВВ БД значится в реестрах НАТО.
Однако следует признать, что авторы публикации в Strategic Culture несколько погорячились, заявив, что Р-37М способна сбить любой самолет на планете. Ограничения все-таки имеются. И проистекают они из динамических характеристик ракеты. Она способна перехватить те цели, которые маневрируют с перегрузкой 8 g. Но у современных истребителей перегрузки при маневрировании могут достигать 9 g и выше. Хоть, конечно, и не у всех. Тут все зависит от квалификации пилота истребителя, ему придется проявить изрядное мастерство, поскольку ракета-то гиперзвуковая. Однако и бомбардировщики, и топливозаправщики, и АВАКСы, и командные пункты, и разведчики — всё это ракета перехватывает, что называется, не напрягаясь. При этом ее ГСН обладает значительной помехоустойчивостью при радиоэлектронном противодействии цели.
Длина ракеты — 4,06 м, диаметр — 0,38 м, размах крыльев — 0,72 м, размах рулей — 1,02 м. Масса — 510 кг. Масса осколочно-фугасной боевой части — 60 кг. Максимальная скорость — 6 М. Дальность — больше 300 км. Высота поражаемых целей — 15 м — 25 000 м. Перегрузка маневрирования целей — 8 g.
А тем временем екатеринбургское КБ «Новатор» разрабатывает еще более дальнобойную ракету — КС-172. Ее дальность должна достигать 400 километров. Правда, судьба этой разработки недостаточно понятна. Проект был начат в 1991 году. Была избрана двухступенчатая схема с бикалиберным построением ступеней — вторая ступень для уменьшения потерь на аэродинамическое сопротивление имела существенно меньший диаметр.
Система управления аналогична той, которая используется на ракете РВВ БД. Максимальная высота поражения целей подросла на 5 км, достигнув 30 км.
Работы были остановлены в середине 90-х годов. Это было вызвано и отсутствием финансирования, и успешными испытаниями ракеты Р-37 (без индекса «М»). То есть было решено продолжить развивать семейство ракет, которые уже демонстрировали на испытаниях высокую надежность.
В нулевые годы нашелся источник финансирования — Индия, которой сверхдальняя ракета была необходима в силу особенностей формирования ее парка истребителей. После перерыва облик ракеты был существенно изменен.
Значительная заинтересованность в новой ракете появилась в конце нулевых годов в связи с разработкой комплекта высокоточного вооружения для перспективного истребителя Су-57 (в то время — ПАК ФА). Было проведено несколько испытаний, на которых проверялась работоспособность двигателей. То есть пуски совершались без системы управления, ракета летела по чистой баллистической траектории.
Чем завершится проект, и когда завершится — совершенно непонятно. Поскольку экономически тучные годы сменило время, когда следует затягивать ремень. И, имея удачную ракету РВВ БД, тратить изрядные средства на получение примерно такой же, но на 100 км более дальней, вряд ли целесообразно. Правда, екатеринбуржцы утверждают, что их ракета будет способна перехватывать цели, маневрирующие с перегрузкой 12 g. И это уже существенный шаг вперед. Вот только надо подтвердить такую динамику на испытаниях. А это дело не такое уж и простое.

Владимир Тучков. Свободная Пресса

Добавить комментарий