Легендарное Управление «В» Центра особого назначения ФСБ России празднует день рождения
Из открытых источников о Группе специального назначения «Вымпел» известно не так уж и много — только официальные данные и краткая история, которая начинается с 19 августа 1981 года, когда был подписан приказ о ее создание. Определение «совершенно секретно» — это именно про бойцов этого отряда, изначально предназначавшегося для проведения операций за пределами страны в «особый период». Изначально это был Афганистан, далее, как говорится — везде.
Название «Вымпел» вроде и на слуху, но четкого понимания о ее реальном предназначении и, главное, о выполняемых заданиях нет практически ни у кого. И мало кто знает, что строки вот этой песни (процитируем абзац из нее) являются гимном «Вымпела». «Есть в России город Балашиха, Есть там ресторанчик «Бычий глаз». По субботам и по воскресеньям Люди в ресторан идут гурьбой. Среди них идут, держа равненье, Парни с удивительной судьбой. Узнают их по короткой стрижке, По беретам типа «балахон». Их в округе местные мальчишки Называют «дяденька шпион».
С Балашихой — все правильно. Именно там изначально и создавался «Вымпел», который базировался в этом городе и официально назывался Отдельным учебным центром. Существует версия, что название группы связано с ее первым командиром — капитаном 1-го ранга Эвальда Козлова, морского изначально офицера, ставшего одним из самых крутых спецназовцев страны. А вымпела в русском флоте, общий и Георгиевский, описаны в Морском уставе еще в 1879 году. Название прижилось и даже нынешняя литера «В» Управления Центра особого назначения воспринимается не иначе как «Вымпел».
«Дяденька шпион» — это тоже про них. Каждый «вымпеловец» должен обладать невероятной «физикой» — физической подготовкой за гранью мышц и человеческой выносливости, прыгать с парашютом, плавать под водой, выживать в любых экстремальных условиях. Как говорят в ВДВ, должен «стрелять как ковбой и бегать как его лошадь». Отбор жесткий — из двадцати подготовленных бойцов в отряд отбирают одного-двух человек. Помимо этого, каждый «шпион» владеет методами агентурной разведки, вербовки, прослушки, дипломатическими качествами. Образно говоря, к груде мышц должна быть приставлена и соображающая голова.
Есть у меня свой персональный «вымпеловиц», сосед, назовем его просто — Сергей Валентинович, потому как несмотря на статус «в запасе», этому 54-летнему майору еще 6 лет нельзя «светиться» на публике. У Сереги — грудь в орденах, хотя он их не цепляет на штатский пиджак. Кто в теме — оценит: два ордена Красной звезды, две медали «За отвагу» и три ордена Мужества. Последний — за освобождение заложников в школе Беслана 3 сентября 2004 года. Теоретически Сергей должен был стать 11-м погибшим спецназовцем ЦСН ФСБ России при том штурме, потому как при полученных тогда ранениях шансов выжить ему не давали даже опытные военные хирурги.
Он выжил, правда, пришлось уволиться из «Вымпела» по состоянию здоровья — осколки и пули прошлись по всему телу от головы до ног. Здоровенный мужик, ростом за метр девяносто («Я был самым маленьким в отряде», — смеется он.), он занимается охранным бизнесом, но, как мне кажется, связей со «структурой» не потерял — есть такое понятие, как «находиться в резерве».
Впрочем, не это важно, просто видно, что в человеке есть внутренний стальной стержень (это не про тот шуруп, которым стянута его нога), осязаемая сила и железные нервы, при том, что по жизни Валентиныч шутник и балагур. Почему-то вспоминается краткий отрывок из книги «Чапаев» Дмитрия Фурманова, где описывается банальная вроде сцена, когда на окне сельского дома вьются суматошные мухи и среди них случайно залетевшая пчела. Мухи бьются о стекло, дерутся друг с другом, но пчелу не трогают, держатся на почтительном расстоянии. Вот и Сергей вызывает невольное уважение — есть в человеке и сила воли, и сила духа.
Рассказывать о своем боевом прошлом в «Вымпеле» он не хочет, да и не может в силу все еще действующего режима секретности. Так, вскользь упоминает страны и города России, где побывал в командировках (помимо Афганистана и Беслана просит ничего другого не афишировать), но мы то знаем (частично), где проявил себя этот спецназ. Работали «консультантами» в Анголе, Мозамбике и еще ряде стран. Без шума и пыли захватили в Чечне известного террориста Салмана Радуева. А еще группа «Вымпел» 19 августа 1991 года, в день своего создания, отказалась штурмовать Белый дом в Москве, но наказать никого не успели — Советский Союз развалился, но элитный спецназ сохранился.
«Знаешь, чем „Вымпел“ отличается от „Вымпелкома“? — спрашивает Сергей Валентинович в ответ на все вопросы. — Они ведь тоже работают и в России, и за границей, занимаются телекоммуникациями, что и нам не чуждо. И оба названия вроде как на слуху, но есть одно „но“ — „Вымпел“ в рекламе не нуждается!».
…На самом деле в Балашихе нет ресторана с названием «Бычий глаз», названия у этого кафе было народным, в честь драки спецназовцев с местными гопниками, когда синяков под глазами навешали друг другу, официально оно называлось прежде «Радуга». Но ветераны «Вымпела» обязательно сегодня встретятся в этом подмосковном городе. Вспомнить былое. Вспомнить тех сорок шесть бойцов отряда, которые погибли при исполнении служебного долга. Мой знакомец Сергей Валентинович эту дату, 19 августа, называет как-то просто и обыденно — День части. Поправлю его — это День чести.
Виктор Сокирко. Свободная Пресса