Авторынок проехал мимо жары

Спрос на новые автомобили продолжает расти

Жаркая погода и ураганы в крупнейшем по спросу на автомобили Московском регионе не сказались на объемах продаж, они растут третью неделю подряд и достигли 33,3 тыс. новых автомобилей за 1–7 июля. Дилеры фиксируют снижение числа посетителей салонов в основном в выходные дни, когда потенциальные клиенты уезжают за город. На рынке больше, чем погодными условиями и сезоном отпусков, обеспокоены перспективами ключевой ставки ЦБ.

За 1–7 июля в РФ продано 33,3 тыс. новых легковых автомобилей, подсчитал «Автостат» на основе данных ППК (совместное предприятие агентства и «Электронного паспорта»). По словам главы «Автостата» Сергея Целикова, к предыдущей неделе рынок вырос на 4%. Продажи растут третью неделю подряд после сильной просадки в середине прошлого месяца из-за праздничного дня 12 июня. Исполнительный директор агентства Сергей Удалов отмечает, что частично в результат первой недели июля могли попасть автомобили, проданные в конце предыдущего месяца. В июне рынок новых легковых автомобилей вырос в 1,5 раза к прошлому году, до 124,4 тыс. машин, но рост замедляется — к маю продажи сократились на 2,2%. Июльские продажи, как ожидали на рынке, в целом будет примерно на июньском уровне.

Текущий год демонстрирует нетипичную сезонную статистику. Летние месяцы — традиционно наиболее низкий период автопродаж. В том числе сказывается сезон отпусков, говорит Сергей Удалов.

Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский отмечает, что жаркая погода при этом влияет только на настроении клиентов. «Возможно, у обеспеченных людей появляется желание купить кабриолет или спортивный автомобиль,— поясняет он.— Но в массовом сегменте, как правило, автомобиль — это запланированная покупка, и вряд ли погода влияет на это». «Ураган или аномальная жара заставляют клиентов перенести покупку на два-три дня, но значительного оттока трафика мы не наблюдаем»,— подтверждает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин. По его словам, в связи с сезонностью, как правило, в июле продажи относительно июня снижаются в пределах 7%, а в августе спрос восстанавливается. Но в этом году, по его словам, фактор сезонности «не так ярко прослеживается», как несколько лет назад.

В летние месяцы редко ставятся рекорды продаж, но при этом назвать их сложными тоже нельзя, говорят в «Борисхофе». При любом отклонении от климатической нормы падают число звонков, заявок на обратный звонок и трафик в салонах, но погода почти не влияет на контракты, выдачи автомобилей и сервисные заезды, поясняют в компании.

Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов отмечает, что в жаркую погоду в выходные дни трафик «вымирает», поскольку потенциальные клиенты уезжают за город. В то же время, продолжает он, этот провал компенсируется скоростью контрактования и трафиком в будние дни. Заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Ренат Тюктеев говорит, что неделя 1–7 июля была хуже на 7% по трафику, чем предыдущая. «Та же ситуация с контрактами»,— указывает он. По оценке господина Тюктеева, жаркая погода и сильные ветры редко способствуют продажам — «потребитель реже выходит из дома либо предпочитает быть за городом».

Основным противовесом росту продаж остается высокая ключевая ставка ЦБ, которая подтормаживает кредитные схемы покупки новой машины и сильно бьет по остаткам дилерской доходности, говорит Ренат Тюктеев.

На это же указывает и Андрей Ольховский, говоря о возможном росте стоимости кредитов. Сергей Удалов указывает, что ожидание повышения ставки ЦБ играет в пользу рынка, но в то же время общая ситуация, в том числе исчерпание средств программы льготного автокредитования, не способствует продажам.

Ольга Никитина
Газета «Коммерсантъ» №120 от 10.07.2024

Добавить комментарий