Нефть разгулялась по морю

Поставки сорта ВСТО могут обновить экспортный рекорд

По данным “Ъ”, морской экспорт нефти премиального сорта ВСТО, который загружается на танкеры из порта Козьмино, в мае идет на новый рекорд. По итогам первых трех недель месяца поставки выросли на 5% относительно среднего уровня апреля, до 960 тыс. баррелей в сутки. Рост экспорта в последние месяцы связан с возобновлением закупок нефти со стороны Индии и ростом спроса в Китае. По оценкам экспертов, сорт ВСТО сейчас привлекательнее по стоимости для покупателей, нежели ближневосточные альтернативы.

Российские нефтекомпании наращивают экспорт нефти сорта ВСТО из порта Козьмино в Находке на 5%, до рекордных 960 тыс. баррелей в сутки (б/с) относительно апреля, следует из данных Kpler (есть у “Ъ”) по итогам 1–24 мая. Предыдущий рекорд морских поставок нефти из Козьмино фиксировался в феврале, когда отгрузки превышали 914 тыс. б/с, весь объем пришелся на Китай.

Морские партии этого низкосернистого сорта нефти доставляются в порт Козьмино по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий Океан». Сорт ВСТО представляет собой смесь нефти с месторождений Восточной Сибири.

ВСТО торгуется с привязкой к основному азиатскому маркерному сорту Dubai. Из-за своего качества и близости к рынкам сбыта после начала военных действий на Украине ВСТО продолжал торговаться с небольшим дисконтом к бенчмарку. Котировки ВСТО, в отличие от основного российского экспортного сорта Urals, всегда превышали потолок цен на российскую нефть, установленный странами G7 на уровне $60 за баррель.

Рост экспорта нефти сорта ВСТО в апреле—мае связан с тем, что Индия возобновила покупку сырья после двухмесячного перерыва.

Так, по оценкам Kpler, в апреле и мае Индия приобретала 70 тыс. б/с этой нефти. Китай в среднем за 2024 год импортировал 835 тыс. б/с сорта ВСТО, что на 10% больше, чем в течение 2023 года.

Китай исторически выступает крупнейшим покупателем нефти сорта ВСТО из-за короткого логистического плеча, и за последние два года существенно увеличил импорт. Индия стала крупным покупателем ВСТО после того, как на фоне введения санкций от закупок отказались некоторые другие страны. Так, с марта 2022 года были прекращены поставки нефти сорта ВСТО в США, с мая 2024 года она не поступает в Южную Корею и Японию.

По данным Kpler, в мае две танкерные партии нефти — по 100 тыс. тонн каждая — приобрела индийская Indian Oil Corporation (IOC), еще одну — Reliance. После того как в конце 2023 года США ужесточили условия потолка цен на нефть и усилили ограничения в отношении структур и судов «Совкомфлота», IOC приостановила закупки премиальных российских сортов нефти, в том числе Sokol (добывается на «Сахалине-1», оператор — «Роснефть»), но спустя несколько месяцев возобновила приобретения.

В последние недели азиатские покупатели наращивали закупки ВСТО в связи со снижением дифференциала (торгуется ниже Brent примерно на $0,5–1 за баррель) из-за существенного объема предложения этого сорта, поясняет Виктор Катона из Kpler.

Ближневосточные производители, уточняет эксперт, держат цены на высоком уровне, например, Saudi Aramco подняла цены на $0,5–1,1 за баррель. В результате партия Arab Light с доставкой Индию может стоить выше на $4 за баррель к котировкам Dubai, основного азиатского сорта, а ВСТО торгуется с дисконтом $2 за баррель, отмечает господин Катона. По его мнению, дороговизна региональных эталонов вполне могла подтолкнуть индийских нефтепереработчиков к возвращению на рынок ВСТО.

Кроме того, считает Виктор Катона, санкции в отношении российских танкеров и в целом судоходства работают неэффективно: «У рынка исходно было много опасений, но и сейчас танкеры “Совкомфлота” без проблем бороздят южные моря».

Дмитрий Козлов
Газета «Коммерсантъ» №90/П от 27.05.2024

Добавить комментарий