Зрак качества

Минпромторг продолжает добиваться расширения промышленного контроля

Минпромторг настаивает на возвращении себе контроля качества промышленной продукции, ссылаясь на рост объемов фальсификата и контрафакта, «угрожающих здоровью и жизни потребителей». До сих пор попытки ведомства решить проблему системно и вернуть Росстандарту утерянные из-за контрольно-надзорной реформы полномочия по контролю за обращением промпродукции не увенчались успехом. Теперь предлагается без корректировок законодательства провести эксперимент по контролю за некоторыми видами продукции — такими как кабели, радиаторы, строительные смеси — с поэтапным расширением их перечня. Экспериментальный формат стал возможен из-за лазейки в контрсанкционном законодательстве, ранее применявшейся в основном для снижения контроля из-за недоступности ряда технологий: особые условия могут вводиться до конца 2024 года.

Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства о проведении в РФ эксперимента по возвращению государственного контроля за отдельными видами продукции. В перечне фигурируют строительные смеси и растворы, радиаторы центрального отопления и кабели, но проект предусматривает возможность расширять этот список. По проекту исполнять полномочия по контролю должен будет подведомственный Минпромторгу Росстандарт, у которого есть для этого и инфраструктура (межрегиональные территориальные управления), и специалисты в области надзора, и эксперты.

Потребность в эксперименте Минпромторг объясняет тем, что после реформы КНД в 2022 году продукция, на которую распространяется действие 13 из 47 технических регламентов ЕАЭС, а также входящая в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, не охвачена контролем. Это приводит к тому, что производители не мотивированы соблюдать обязательные требования безопасности, появляются возможности для недобросовестной конкуренции и растет доля фальсификата и контрафакта, что создает риски для жизни и здоровья граждан. К примеру, применение некачественных строительных смесей может привести к обрушению жилых домов и школ, кабелей и проводников — к пожарам, радиаторов — к затоплению и авариям.

В сводном отчете к проекту постановления Минпромторг ссылается на данные ассоциаций: в 2021–2022 годах при прекращении плановых и внеплановых проверок соответствия кабелей параметрам безопасности доля такого фальсификата выросла с 15% до 40%, а в строительстве объем фальсификата на конец 2023 года мог достигать 70%.

Отметим, впрочем, что последняя цифра с учетом традиционного сезонного роста объемов строительных работ к концу года должна либо свидетельствовать о небезопасности почти всех объектов, которые сейчас сдаются, и подтверждаться валом строительных аварий, либо свидетельствовать о том, что по качеству выявленный «фальсификат» в РФ мало уступает легальной продукции.

Минпромторг уже пытался решить проблему отсутствия контроля качества производимой в РФ продукции системно — речь шла о поправках к ряду законов о введении с 1 марта 2024 года нового вида госконтроля за соблюдением ее производителями обязательных требований. В Минпромторге вчера не ответили на вопрос “Ъ” о судьбе законопроекта, но в материалах к нему уже отмечалось — идея вернуть контроль вносилась в курирующий реформу КНД аппарат правительства с осени 2022 года несколько раз, но поддержана не была.

Новая попытка Минпромторга возвращения частичного контроля по наиболее проблемным видам продукции стала возможна благодаря лазейке в контрсанкционном законодательстве (46-ФЗ).

В нем содержатся нормы, позволяющие правительству без законодательных изменений принимать решения об особенностях организации и осуществления видов госнадзора в 2022, 2023 и 2024 годах. Отметим, что такое право потребовалось для других целей — чтобы правительство могло гибко снижать контрольную нагрузку на предприятия, пострадавшие из-за санкций. В аппарате курирующего реформу КНД Дмитрия Григоренко вчера лишь сообщили, что документ на рассмотрение еще не поступал, в Минпромторге на вопросы о его конфликте с идеологией реформы не ответили.

Отметим, что проблема некачественной продукции обострилась с уходом с российского рынка иностранных поставщиков и снижением уровня конкуренции на отдельных рынках. Более того, в 2022–2023 годах сами регуляторы вынуждены были временно снимать ряд требований к выпуску российского производства — в том числе в автопроме. Промышленность же из-за смены поставщиков страдает и как потребитель некачественной продукции из-за отсутствия альтернатив на рынках, и как поставщик — из-за неравных условий конкуренции с недобросовестными производителями. Для решения этой проблемы на площадке Госдумы также обсуждается законопроект об ужесточении контроля за стандартами организаций (СТО) и техническими условиями (ТУ) — они содержат требования к продукции, разрабатываются производителями самостоятельно, но в итоге выпускаемая в соответствии с такими документами продукция часто не соответствует указанным требованиям.

Диана Галиева, Олег Сапожков
Газета «Коммерсантъ» №54 от 28.03.2024

Добавить комментарий