Порты Латвии взбунтовались против правительства

В Латвии продолжают обсуждать скандальную реформу портов, которую в конце прошлого года инициировало правительство республики. Против нее выступают представители бизнеса и власти на местах. Вслед за Лиепаей опомнилась Рига: предприятия столичного порта угрожают оставить его без инвестиций, если Министерство сообщения Латвии продолжит гнуть свою линию.

Всеобщую реформу управления латвийскими портами Кабмин Кришьяниса Кариньша надумал провести в декабре 2019 года, когда Управление по контролю за иностранными активами государственной казны США (OFAC) обложило санкциями мэра Вентспилса Айвара Лембергса и четыре связанные с ним организации.

В их числе оказался Вентспилсский порт.

Чтобы вывести из-под удара стратегически важный объект, латвийский Сейм оперативно исключил из его правления представителей муниципалитета. Но правящей коалиции этого показалось мало. Под единоличный контроль государства решили перевести еще и Рижский порт, который с Лембергсом никак не связан. От греха подальше, как говорится.

Правительство тем временем заверило, что и третьему крупному порту республики — Лиепайскому — тоже стоит готовиться к переменам. Потому что ответом на американские санкции должна стать всеобщая реформа отрасли.

Кришьянис Кариньш вообще зарекомендовал себя большим любителем рубить с плеча. Заступив на должность премьер-министра, он первым делом затеял «капитальный ремонт» финансового сектора Латвии. Без американцев здесь тоже не обошлось. Все началось с того, что Минфин США обвинил в «отмывании» денег банк ABLV, который после этого был ликвидирован. Но правительству этого показалось мало.

О результатах «ремонта» аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал.

Сам Кариньш признался, что из-за слишком жестких требований со стороны банков инвесторы обходят Латвию стороной.

«Американцы не просили у нас и половины от того, что мы сами сделали, по-мазохистски стреляя себе во все возможные места», — добавляет министр обороны Артис Пабрикс, который неожиданно присоединился к дискуссии.

В транзитной отрасли происходит то же самое. Американцы ни о чем не просят, но правительство Латвии прикрывается их авторитетом, чтобы «протащить» реформу управления портами — превратить их в государственные общества капитала. Руководителей на конкурсной основе будет назначать Министерство сообщения Латвии.

Неудивительно, что реформа встречает жесткое сопротивление на муниципальном уровне. Громче всех возмущается Лиепая.
«Министр (Талис Линкайтс — прим. RuBaltic.Ru) говорит, что будет легче продавать портовые услуги. Но наша история свидетельствует о том, что ни один инвестор не получен благодаря переговорам между государствами, ни один инвестор не пришел, потому что его нам нашло министерство. Это каждый раз была большая работа именно наших специалистов. И потому очень трудно поверить, что государству будет проще продавать три порта в одном пакете. Все равно Рига — одна история, Вентспилс — другая, а Лиепая — совсем другая», — заявлял мэр города Янис Вилнитис.

К этому и сводится главный аргумент противников новой системы: они настаивают, что именно представители самоуправлений в тесной кооперации с бизнесом после развала СССР организовывали работу трех крупнейших латвийских портов. Теперь же их оттесняют сомнительные правительственные назначенцы.

«Всю работу по восстановлению порта взяло на себя Лиепайское самоуправление. А сейчас государство фактически говорит: мавр сделал свое дело, мавр может уходить, теперь мы сами будем хозяйничать», — возмущается представитель Ассоциации арендаторов Лиепайского порта Айнар Крейцс.

Какие результаты покажут новые «хозяева»?

Работающие с латвийскими портами предприниматели в их компетенции сомневаются.

Из-за скандальной реформы Рижский универсальный терминал (Rīgas universālais termināls) — крупнейший стивидор в столице — в ближайшие годы рискует остаться без капиталовложений.

«Если говорить об изменениях, я думаю, нашей реакцией будет сокращение инвестиций. И мы пересмотрим свою деятельность. Мы — большой игрок на рынке, у нас есть возможность так или иначе приспособиться к изменениям ситуации. Но мы всегда видели свое развитие здесь, в Риге, на 10, 20 и даже 50 лет вперед. Это значит, на выходе из ситуации, возможно, придется просто скорректировать свое отношение к происходящему, а соответственно, главный способ это сделать — это инвестировать или не инвестировать», — отмечает исполнительный директор Рижского универсального терминала Янис Касалис.

Такой же логикой будут руководствоваться и другие предприятия.

Транзитная отрасль Латвии переживает, возможно, самый тяжелый период за все годы независимости.

Эпидемия коронавируса, аномально теплая зима в Европе, переориентация российского транзита — вот три основных фактора, которые обусловили падение грузооборота Рижского, Лиепайского и особенно Вентспилсского портов. Вместе с ними страдает и «Латвийская железная дорога» (ЛЖД).

Никакого четкого антикризисного плана у правительства нет. Талис Линкайтс предлагает просто смириться с «новой нормальностью»: транзитная отрасль республики к прежним показателям уже не вернется. Так стоит ли вкладываться в развитие портов, на которых даже местная власть поставила крест?

Вместо того, чтобы искать новых грузоотправителей и подбадривать потенциальных инвесторов, правительство проводит радикальную реформу управления портами.
Зачем? На этот вопрос ни Линкайтс, ни другие чиновники внятного ответа не дают. До недавнего времени звучал только один аргумент: управлять всей портовой инфраструктурой якобы удобнее из единого центра. Теперь министр сообщения ссылается на исследование Всемирного банка, который еще в 2012 году разработал рекомендации для развития транзитной отрасли Латвии.

Что ж, иностранцы дурного не посоветуют. По их методичкам Кариньш уже «отремонтировал» банковскую систему. Так отремонтировал, что сам потом схватился за голову.

Вероятно, ситуация в финансовом секторе отчасти и спровоцировала новый конфликт.
Всеобщую реформу управления портами Кариньш воспринимал как логичное продолжение банковской реформы. Все это звенья одной цепи. И первый этап ремонта государственной машины показал, что от латвийского правительства полезных инициатив ждать не приходится.

Алексей Ильяшевич. RUBALTIC

Добавить комментарий