Россия и Китай защитят Севморпуть от «керченских» провокаций Запада

Иностранные военные корабли смогут заходить в русскую Арктику только с разрешения Москвы

Недавний инцидент в Керченском проливе, когда российские пограничники были вынуждены задержать украинские суда, может стать прологом к аналогичным конфликтам в других частях Мирового океана и особенно в Арктике. Об этом пишет немецкое издание Heise.
По мнению автора статьи, Россия усиливает контроль в своих территориальных водах как по экономическим, так и по военным причинам. И поэтому впредь Москва, защищая свои интересы, будет реагировать все более агрессивно. Всерьез бороться за Арктику Россию могут заставить с использованием вооруженных сил.
Так, на прошлой неделе министр обороны РФ Шойгу отметил, что воссозданный недавно 2-ой флот позволит американцам расширить свое присутствие в регионе. Очевидно в ответ российские противолодочные самолеты уже начали выполнять регулярные полеты над Арктикой.
В свою очередь, командующий 2-м флотом вице-адмирал ВМС США Эндрю Льюис пообещал обеспечить свободу мореплавания в спорных районах Мирового океана. Глава НАТО Йенс Столтенберг во время арктических учений альянса также пообещал расширять там свое присутствие.
Американская стратегия проведения военных операций для обеспечения свободы морского судоходства (freedom of navigation operations), будет все больше ориентирована на акватории, на которые претендует Россия, а также на Южно-Китайское море, делает вывод издание.
И это не пустые слова. В сентябре был запущен пробный шар: вспомогательное судно ВМС Франции «Рона» выйдя из норвежского порта Тромсё за две недели прошло вдоль российского арктического побережья, вышло через Берингов пролив и зашло в гавань американской военно-морской базы Датч-Харбор на Алеутских островах. А ведь Франция — член НАТО.
Заявление капитана судна Филиппа Гена не оставляли сомнений, что это была разведка с дальним прицелом: «Цель данного похода состояла в том, чтобы расширить наши знания об этом регионе, стратегический интерес к которому возрастает. Арктическая зона занимает площадь почти в 40 раз больше, чем территория Франции, и имеет большие запасы минералов и углеводородов».
По некоторым данным, французское судно даже сопровождал наш ледокол. Это позволило российской прессе вспомнить исторический факт: поход в 1940 году через Севморпуть (СМП) немецкого крейсера «Комета», совершенный с согласия Москвы. Позже, уже во время войны, собранные немцами разведданные были использованы против советского флота.
Очевидно, не желая повторять исторические ошибки, Россия решила радикально ужесточить правила использования Севморпути. Начиная с 2019 года, иностранные военные корабли, вспомогательные суда и суда обеспечения должны будут запрашивать на это разрешение. Им придется уведомлять о цели и маршруте плавания также, как и в Керченском проливе.
Сил защитить перспективный транспортный коридор у России хватит. Безопасность в Арктике будут обеспечивать семь пунктов береговой охраны, на острове Врангеля появится новая погранзастава. Для решения этих задач образованы пограничные управления ФСБ России по западному и восточному арктическим районам в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.
Однако, когда это останавливало провокаторов? В том же Азовском и Черном морях военно-морские силы России и Украины не сопоставимы. «Москитный флот» Киева может впечатлить лишь отмороженных бандеровцев. С задержанием нарушителей российские пограничники справились легко. Однако политические последствия рейда будут аукаться еще очень долго.
Это значит, что России, которая выстраивает в целом верную стратегическую линию на развитие и активную эксплуатацию Севморпути, не помешает для этой цели заиметь сильного союзника. Пожалуй, единственным возможным таким партнером может и должен стать все тот же Китай.
Во-первых, Китай имеет похожую проблему в сфере судоходства, что и Россия. Претендуя на спорные острова в Южно-Китайском море, он вызвал гнев мирового морского жандарма — США, которые не преминули направить туда свои ВМС и недавно дело чуть дошло до стрельбы. Не зря Heise тоже пишет об этом.
Во-вторых, Севморпуть даст высокую отдачу лишь в случае максимально высокой загрузки. Несмотря на потенциальный рост экспорта сжиженного газа с полуострова Ямал наиболее перспективным является все же грузопоток китайских товаров в Европу. Так что КНР имеет смысл позаботиться о безопасности своих перевозчиков.
Кажется и в Москве, и в Пекине приходит понимание, что двум великим державам друг без друга здесь не обойтись. В настоящий момент Китай приступил к строительству на Камчатке фактически «базы подскока» для обслуживания судов, курсирующих по Севморпути. На берегу Авачинской бухты планируется также строительство судостроительного завода, складской и промышленной зоны.

— Шанхай и Роттердам — самые крупные порты в мире, — напомнил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — Если путь через Суэцкий канал имеет протяженность 10 тысяч морских миль, то через Севморпуть — 8 тысяч миль (китайский контейнеровоз Yong Sheng преодолел его за 35, а не за 48 суток — авт.). Поэтому все это очень интересно. Когда проявятся результаты глобального потепления это будет супермаршрут.

«СП»: — Хватит ли у нас средств запустить такой проект?
— Поскольку Севморпуть входит в большой национальный проект комплексного развития магистральной инфраструктуры, то Россия к таким инвестициям готова. Вся портовая и логистическая инфраструктура будет сделана.
Главный редактор интернет-портала Flot.com Сергей Сочеванов за обороноспособность РФ на северном направлении не беспокоится.

— У нас построены арктические базы: на Земле Франца-Иосифа, на островах Котельный и Врангеля, на Новосибирских островах. Кроме того, появились новые порты, аэродромы, станции ПВО, чьи зоны ответственности перекрывают друг друга. Развернуты воинские контингенты.
Есть ледокольный флот, средства доставки в Арктику грузов, вооружений. На «Адмиралтейских верфях» интенсивно строятся патрульные корабли арктической зоны. Это легкие вооруженные ледоколы для постоянного боевого дежурства в Арктике.
По мнению главного научного сотрудника ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александра Ломанова, Россия в вопросах, связанных с судоходством, может рассчитывать как минимум на политическую поддержку Китая.

— Китай сам имеет проблемы вокруг островов в Южно-Китайском море, где Соединенные Штаты пытаются отстаивать свою «свободу судоходства», направляя военные корабли в 12-мильную зону. Кстати, если где и есть риск прямого военного столкновения в будущем году, то как раз там.

«СП»: — Причем США не подписали конвенцию о морском праве, хотя учат других жить…
— Но при этом они мобилизуют своих верных союзников — Австралию, Японию, участников конвенции, побуждая их поступать похожим образом. Таким образом, они вынуждают страны, которых раздражает диктат Соединенных Штатов также искать себе союзников.
Очевидно, что Пекину отчасти понятны те проблемы, с которыми сталкивается в последнее время Москва в том же Керченском проливе. Двум странам разумно искать взаимной поддержки, противодействуя попыткам Запада навязать всем остальным странам «игру по правилам», которые на самом деле устанавливаются Западом и выгодны Западу.

«СП»: — Американцы грозят «обеспечить свободу судоходства» и в российском секторе Арктики, где Москва недавно установила разрешительный порядок прохода, как и через Керченский пролив. Китай же заинтересован в том, чтобы пользоваться Севморпутем. Как думаете, подсобит нам отбиться во льдах от янки?
– Пока достоверно можно говорить только о перевозке сжиженного газа, добываемого на Ямале. Часть поставок предназначена для стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Перевозка же произведенных в Китае товаров — это дело будущего. Важно понять каков будет порядок использования Китаем Севморпути. Будет ли страна строить для этого свой ледокольный флот или станет возить обычными судами, используя российскую ледокольную проводку?
Но в любом случае, Китай не претендует на самостоятельную эксплуатацию Севморпути. Тем не менее, в опубликованной в этом году «Белой книге» Китай назвал себя «околоарктическим государством». А эта книга отражает официальную позицию руководства КНР.

Сергей Аксенов. Свободная Пресса

Добавить комментарий