Правительство РФ намерено торговать «черным золотом» за нацвалюты
Доллар США становится ненадежным инструментом для расчетов в международной торговле. Россия в связи с этим может перейти на национальные валюты при торговле нефтью. 12 августа об этом заявил первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».
«Мы существенно уменьшили вложения наших резервов в американские активы. По сути, уже доллар, который считался мировой валютой становится рисковым инструментом для расчетов», — сказал первый вице-премьер.
При этом от подчеркнул, что правительство не планирует закрывать американские компании в России. «Мы не планируем в настоящее время каких-либо ограничений, закрытий. Как, например, взять и закрыть McDonald’s? В этих компаниях работают наши граждане», — отметил Силуанов.
Надо думать, первый вице-премьер обнародовал один из вариантов ответных мер на новые санкции США в связи с делом об отравлении Скрипалей. Напомним, Госдеп анонсировал их 8 августа. Первый пакет санкций планируется ввести 22 августа — он будет включать запрет на экспорт в Россию ряда товаров, в частности электронных устройств, датчиков и лазеров, оборудования для добычи нефти и газа, а также «технологий в сфере информации и безопасности».
Второй пакет Вашингтон может ввести через несколько месяцев, если Москва не предоставит гарантии неприменения химического и биологического оружия. США намерены пойти на снижение уровня дипотношений и жесткое ограничение экспорта и импорта. Как уточнили в Госдепе, что речь идет о товарах на «несколько сотен миллионов долларов». И что ограничительные меры «могут включать запрет на банковские займы из любого американского банка».
Глава МИД РФ Сергей Лавров практически сразу заявил о «категорическом неприятии» новых санкций. 10 августа президент РФ Владимир Путин обсудил готовящиеся санкции с Советом безопасности, после чего участники заседания объявили о полной нелегитимности новых ограничений.
Удар по позициям доллара при таком раскладе выглядит заманчивым. Заметим, в июле Минфин США опубликовал статистику по иностранным держателям американских долговых облигаций. Из нее выяснилось, что за год Россия в три раза сократила вложения в гособлигации США, и выбыла из списка 33 крупнейших держателей американского госдолга. Причем еще в апреле Россия была на 22-й строке рейтинга с облигациями на $ 48,7 млрд. А уже в мае объем вложений в американские гособлигации уменьшился до $ 14,9 млрд.
Попытка вывести из долларовой зоны торговлю нефтью лежит в том же русле. Заметим, Китай уже начал продвигаться в этом направлении. В конце марта Шанхайская международная биржа запустила торги нефтяными фьючерсами в юанях. О готовности ограничить торговлю в долларах недавно объявила и Турция. Президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что Анкара готовится перейти на расчеты в национальных валютах в торговле со своими крупнейшими партнерами — Китаем, Россией, Ираном и Украиной. Он добавил, что Турция готова и с европейскими странами рассчитываться в национальных валютах, если они захотят избавиться от «оков» доллара.
Насколько серьезны попытки подорвать позиции доллара? Преуспеет ли в этом Россия?
— За последние 25 лет высшие чиновники РФ не раз заявляли о намерениях уйти от расчетов в долларах, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Но, как говорится, воз и ныне там. Поэтому мне заявление Силуанова напоминает «101-е китайское предупреждение», как шутили в СССР. То есть, предупреждение на словах, за которым заведомо ничего не последует.
На деле, чтобы России уйти от доллара и перейти к расчетам на какие-то иные валюты, нужна радикальная перестройка. Как нашей внутренней экономики, так и всей внешнеэкономической сферы страны. Я считаю, что люди, которые сейчас находятся у руля власти в России, на это совершенно не способны.
«СП»: — Насколько вообще реально вывести торговлю нефтью из долларовых расчетов?
— Торговля «черным золотом» на доллары существовала не всегда. Она возникла после энергетического кризиса 1973 года. Тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер предпринял турне по нефтедобывающим странам Ближнего Востока, в ходе которого убеждал их перейти в торговле нефтью исключительно на доллары США. Первой в ряду этих стран оказалась Саудовская Аравия. В обмен она получала статус главного союзника Америки на Ближнем Востоке, что обеспечивало Эр-Рияду бесперебойные поставки американского оружия и гарантии безопасности от Израиля. После этого процесс признания доллара в качестве единственной валюты расчетов среди стран ОПЕК пошел гораздо активнее.
Так и возник нефтедоллар. Эта система, получается, существует уже более 40 лет. И, разумеется, за это время были попытки отдельных стран если не сломать систему, то выскочить из нее.
Так, в ноябре 2000 года тогдашний президент Ирака Саддам Хусейн заявил, что собирается продавать нефть. Чем это закончилось, мы прекрасно знаем: американской военной агрессией в 2003 году, в результате которой Саддам убит.
Похожая история произошла с Ливией. Лидер страны Муаммар Каддафи сначала заявил, что отказывается от поставок нефти за доллары США, а потом и за евро. У Каддафи был план по созданию нового Африканского союза, который бы опирался на новую экономическую систему. Он планировал ввести «золотой динар», чтобы освободиться от основанной на долларе западной валютной системы.
Ливийский финал мы также помним: 20 октября 2011 года Каддафи был убит поддерживаемыми НАТО повстанцами. После его смерти страна фактически распалась на несколько территорий, контролируемых разными группировками. Богатые нефтью регионы оказались в руках экстремистов. Население живет на грани нищеты.
На деле, американский доллар имеет обеспечение, которое не прописано в учебниках по экономике. В них обычно пишут о товарном и золотом обеспечении, об обеспечении иными иностранными валютами. Но для доллара основным обеспечением является флот ВМС США, американские военные базы по всему миру, а также организация под названием НАТО.
Так что страна, которая собирается переходить на расчеты, альтернативные долларовым, должна прежде всего подумать о собственной военной безопасности.
«СП»: — Китай и Россия могли бы перейти на национальные валюты в торговле нефтью?
— Такие заявления неоднократно делались. Еще в 2014 году были вроде бы железные намерения сторон перейти в торговле — не только нефтяной — на юани и рубли. Но в конце 2014-го грянул обвал рубля, после чего Китай отказался от идеи уйти от доллара при торговле нефтью с Россией.
Я считаю, финансовые власти в России сыграли в тот момент на руку Западу. И я не разделяю версии, что ключевая причина обвала рубля — исключительно действия международных валютных спекулянтов.
Так или иначе, ситуация с долларовыми расчетами вернулась на круги своя.
«СП»: — Придет ли конец доллару как валюте №1?
— Доля американской валюты в международных резервах, международных расчетах и банковской системе немного колеблется, но радикально не падает. Но эксперты, которые занимаются этой темой серьезно и глубоко, считают, что доллар действительно рано или поздно исчезнет. Слишком сужается экономическая и военная база, на которой основывается могущество американской валюты.
Вместе с тем, эксперты считают, что сдача долларом своих позиций произойдет не плавно и постепенно, а в результате обвала. Причем, не исключено, этот обвал будет спровоцирован хозяевами денег — самими США.
Андрей Полунин. Свободная Пресса