В Ленинградской области аквалангисты исследуют суда, затопленные полтора века назад

Подводные археологи Русского географического общества открыли полевой сезон. В Финском и Выборгском заливах аквалангисты исследуют суда, затопленные полтора века назад.

Конец весны ‒ время для подводных исследований уникальное. Лед уже сошел, но вода по-зимнему прозрачна, это значит, что можно увидеть объект целиком, а не маленький фрагмент обшивки. Впрочем, аквалангисты под воду пойдут только после того, как само затопленное судно обследуют с помощью спецаппаратуры. Многолучевой эхолот позволяет создать картинку объекта на тридцатиметровой глубине.

«Объекты самые разнообразные есть, есть какие-то корабли, связанные с историей, есть корабли, связанные с богатым товаром, который они везли, есть военные корабли», ‒ рассказал археолог Андрей Лукошков.

Район Березового острова. Судно, перевозившее гранит для петербургских набережных. Небольшая шхуна, всего 25 метров длиной. Погибла, скорее всего, в середине XIX века. На борту ‒ почти триста тонн каменных блоков. Судно ‒ в относительном порядке. Детали набора, доски обшивки на глубине в 20 метров за 150 лет сохранились намного лучше, чем если бы они оставались на поверхности. Водолазам удалось проникнуть во внутренние помещения и поднять на поверхность утварь с камбуза.

«Благодаря тому, что они находятся под водой, и они не подвергаются воздействию окружающей среды, человека, в том виде, в каком они оказались под водой, в том они и доходят до нас. Вот прекрасная тарелка, такие производились в основном на территории Финляндии», ‒ отметил археолог Егор Журбин.

На земле все находки старательно отмывают и заносят в специальные каталоги. Потом начинается переписка с архивами. Как правило, именно такие артефакты позволяют узнать название погибшего судна, а, значит, приоткрыть неизвестную ранее страницу истории. Именно благодаря найденным предметам археологи установили судьбу парового буксира «Аркона», подорвавшегося на мине в 1918 году.

«Здесь написан номер судна, у него личный идентификационный номер, завод, который его построил. Это “Бремер Вулкан” ‒ фабрика по производству судов просуществовала практически 100 лет, до 1996 года, потом ее закрыли. Значит, Шифбау ‒ это фабрика и город, где его сделали. Дата производства: 1905 год», ‒ уточнил водолаз-исследователь Роман Прохоров.

Кроме составления карты подводных объектов, специалисты Русского географического общества выполняют еще одну важную задачу: они ищут будущие экспонаты для размещения в кронштадтском Петровском доке. Нужны суда с именем и историей, в приличной сохранности, чтобы смогли пережить транспортировку. Варианты уже есть.

Леонид Апанасов. tvkultura.ru

Добавить комментарий