Развитие речи как важный фактор социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

О развитии речи у детей с ОВЗ

В России давно создана и успешно функционирует система специального образования. В специальных образовательных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. В результате обучения детей с ОВЗ в специальных условиях – дети теряют так называемую «конкурентность» на образовательном рынке и тяга к продолжению образования у выпускников специальных образовательных учреждений невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернативой такой системы в настоящее время Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Основу такого образования составляет идея, исключающая любую дискриминацию, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

На сегодняшний день в Республике Коми наряду с широко развитой сетью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, развиваются процессы инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Для любого ребенка с ОВЗ общение выступает необходимым условием бытия, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств, но и личности в целом. Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л.С. Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени.

Благодаря этому возможны «действия в будущем», т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. У детей с синдромом Дауна речь формируется со значительным опозданием и в дальнейшем проявляется в системном недоразвитии речи.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. По данным статистики в России более 90% детей, рожденных с синдромом Дауна, теряют родителей еще в родильном доме. Поэтому таких малышей чаще других оставляют в
детдомах и реже усыновляют. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Отношение общества к детям с синдромом Дауна окутано мифами. Ошибочно считается, что такие дети не могут стать полноценными членами общества. Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна, знают о серьезных задержках в их речевом развитии. При этом нарушения экспрессивной речи проявляются гораздо сильнее, чем импрессивной. Отмечается существенное снижение объема активного словаря в сравнении с возрастными нормами. В устной речи основные трудности, с которыми сталкиваются большинство из них, связаны с нарушениями артикуляции и неразборчивостью речи. Однако, несмотря на недостаточную сформированность различных компонентов речи, дети и взрослые с синдромом Дауна демонстрируют относительно высокую эффективность невербальной коммуникации. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа, зависит дальнейшее, как общее, так и речевое развитие ребенка.

Давно известно, что ранняя коррекция недостатков развития ребенка, в том числе и ребенка с синдромом Дауна, его общего развития и речевых навыков, даст положительный результат. Для повышения интереса, внимания ребенка, уровня владения необходимыми навыками должны использоваться специальные приемы. Родители, воспитывающие детей с синдромом Дауна, могут научиться этим приемам и с успехом применять их. В процессе реабилитации ребенка-Дауна в доме ребенка с ним работают все специалисты, которые в свою очередь могут обучить и подготовить родителей к обучению и воспитанию ребенка-Дауна в дальнейшем в семье. У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов. Общее и речевое развитие детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Все зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей. Еще одним важным фактором в развитии детей с синдромом Дауна – это непрерывность занятий. Реабилитационные мероприятия должны проводиться и вне стен учреждений, где с ребенком занимаются специалисты, но и ежедневно дома. Однако каких-то специальных разработанных методических рекомендаций, пособий направленных на общее и речевое развитие детей с синдромом Дауна, к сожалению практически нет. Так как в настоящее время стремительно развиваются процессы инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, особенно остро встал вопрос разработки различных рекомендаций и пособий для родителей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна, и повышение их психолого-педагогической компетенции, крайне важно донести до родителей всю необходимость их участия в данном процессе. Помимо педагогических знаний, родители, должны уметь использовать практико-ориентированные знания, которые можно применять дома в занятиях с детьми. Работа с детьми, включает в себя не только коррекционное воздействие со стороны специалистов, но и организацию правильного реабилитационного пространства в семье. Вовлечение родителей в орбиту педагогической
деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно для развития их собственного ребенка.

В связи с этим, на базе ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка», Белых Оксаной Фроловной – специалистом по социальной работе, был разработан сборник игр и упражнений по логопедическому сопровождению детей с синдромом Дауна в семье, направленный на общее моторное и речевое развитие. Все игры и упражнения подбирались с учетом уровня речевого развития данной категории детей, их возможностями.

В настоящее время в России и Республике Коми наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями слуха и речи. Такие дети лишены уникальной возможности активного непосредственного общения. Для компенсации потери слуха большинству людей достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение недостаточно эффективно. В современной медицине быстро развивается кохлеарная имплантация, как наиболее эффективный метод слухопротезирования и слухоречевой реабилитации глухих и оглохших детей.

Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30–40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать. Для таких детей актуальным является первичное формирование восприятия и понимания устной речи, как важнейший этап в развитии всех сторон речи.

В России ведутся разработки и исследования в этом направлении. Ре- и абилитацией детей после кохлеарной имплантации занимаются ведущие специалисты научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга. В специальной литературе (авторами которой являются О.С. Жукова, О.В. Зонтова, И.В. Королева, Э.В. Миронова, О.С. Орлова, Т.В. Пелымская, Л.И. Руленкова, А.И. Сатаева, Н.Д. Шматко и др.) раскрываются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с КИ, однако к сожалению, на данный момент в России нет определенной специальной методики по ре- и абилитации детей после кохлеарной имплантации, утвержденной Министерством образования.

Реабилитация детей с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе. При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после КИ развиваются намного быстрее. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом, явлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова). В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как “один-много”, “тихий-громкий”, “длинный-короткий”, слова, различающиеся числом слогов. Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и
использования языковых средств для общения.

Начало коррекционного обучения строится на основе максимального использования сохранных анализаторов – зрительного и двигательного (Помним из нейропсихологии, что чем больше ощущений, в том числе звуковых, накопиться в правом полушарии, тем больше связей будет образовываться между левым и правым полушарием, а это значит, человек будет обладать большими творческими способностями).

Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям.

Огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша любого педагога – в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка.

Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормальнослышащих детей. «Слушай; думай; говори, слушая; (повтори)» – вот естественная последовательность речевого процесса. Ребенок до имплантации привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов – постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, читая-рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает. Такая же ситуация и с использованием жестов. Здесь мы должны выделить 2 группы жестов. Первая группа – это естественные жесты, которыми мы пользуемся при общении с нормально слышащими детьми и взрослыми. Естественные жесты, сопровождающие речь, не заменяют ее и не конкурируют с овладением устной речи. Если малыш понимает просьбу на слух, то жесты здесь не нужны. Вторая группа – это специальные жесты (элементы жестовой речи глухих), которые глухие дети, обычно усваивают при посещении специализированного детского сада для детей с нарушениями слуха, общаясь там с другими глухими детьми и взрослыми. Специальные жесты являются заменителями речи и конкурируют с овладением устной речи. Детям с КИ не нужны специальные жесты, они отрицательно влияют на развитие у ребенка понимания устной речи и ее развития. Работа по формированию восприятия и понимания речи с решением следующих задач:

1. Выработка УРДР (условно-рефлекторно-двигательной реакции) на сигнал – на неречевой, речевой звук или слово.

2. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, памяти.

3. Общее развитие ребенка.

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

5. Выработка слухового самоконтроля, т.е. умения распознавать на слух правильного и дефектного произношения.

6. Развитие собственной речи.

В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. При условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.

В Республике Коми всѐ чаще, дети после КИ, в том числе дети раннего и младшего дошкольного возраста, попадают как в логопедические группы, так и в массовые общеобразовательные группы дошкольных учреждений. В таких учреждениях присутствует минимальный, либо вообще отсутствует опыт работы с детьми после КИ, не говоря уже о необходимом специальном реабилитационном сопровождении и коррекционной работе. На базе МАДОУ № 83 г. Сыктывкара, старшим воспитателем Лезихиной Ириной Леонидовной, было разработано и апробировано Учебно-практическое пособие «Я вас слышу!!!». Это комплексная система работы, курс индивидуальных занятий, направленных на формирование восприятия и понимания речи, на развитие психических процессов и моторной деятельности. Все занятия по данному пособию проводятся в игровой форме и виде тренировочных упражнений, с учетом своеобразия поведенческих, мотивационных и эмоциональных реакций ребенка с КИ. Материал пособия подобран по уровню эффективности: интересные игры, любимые детьми с веселым добродушным персонажем – Чебурашкой, по простоте и удобству: материал строго систематизирован, содержание описано понятно и подробно. При разработке учебно-практического пособия «Я ВАС СЛЫШУ!!!» учитывались методики и апробированные специальные материалы: «Упражнения-игры для подготовки ребенка к настройке процессора кохлеарногоимпланта или слухового аппарата» профессора Королевой И.В. (обучение условно-рефлекторной двигательной реакции на звук) и «Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху» Зонтова О.В. «Занимаемся с Ушариком», Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.

Савенко Наталья Александровна, методист центра воспитания, дополнительного и коррекционного образования ГОУ ДПО «КРИРО»;
Лезихина Ирина Леонидовна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 83 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара,
Белых Осана Фроловна, специалист по социальной работе ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»

Добавить комментарий